ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
юридический факультет
кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: История государства и права зарубежных стран
Проверил:
Березкин А.В.
Санкт-Петербург
2006 год
Тема 2. Законы Ману
1. Происхождение Законов Ману. Место школы Законов Ману в системе древнеиндийского права. Законы Ману в Новое Время.
2. Социальная структура древнеиндийского общества. Понятие о варнах и кастах.
3. Регламентация и охрана царской власти.
4. Право собственности.
5. Семейное право.
6. Судопроизводство.
Источник
Законы Ману / Перевод С.Л.Эльмановича, исправленный и дополненный Г.Ф.Ильиным. М., 1992. (Репр. Изд. 1960).
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древности и Средние века /Сост. В.А.Томсинов. М., 2000.
Законы Ману В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры-основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль - лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, болеесистематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра i. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В.Кане и К. П. Джаясвалы 2, отстаивающих самостоятельный характер возникновения "Манавадхармашастры". Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э.-II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы Ману" оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим. Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия, очевидно, прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.Дхармашастры - сборники религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением общества.
В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей. Примерно со 2-го века до Рождества Христова и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию. Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед. Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет. Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет. Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет. У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет). Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому. Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
1.молиться
2.изучать веды
3.получать подарки.
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Они закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом частные правонарушения не отделены от преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Наем - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
Семейное право (гл.9)
«…Вечным дхармам мужа и жены…» посвящены в основном III и IX главы:
2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин*, ибо, [будучи] приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.3. Отец охраняет [ее] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности (svatantrya).18. Для женщин не существует обряда, сопровождаемого чтением мантр *: такова установленная дхарма; женщины немощны *, лишены [права изучать]мантры, [они - воплощенная] ложь: таково положение вещей.95. Муж получает жену, данную богами, а не по своему желанию; ее, преданную, надо всегда содержать, совершая [этим] угодное богам.101. "Взаимную верность надо сохранять до смерти",- это должно считать [выраженной] вкратце высшей дхармой мужа и жены.Подчиненное, приниженное положение женщины в древнеиндийском обществе, многоженство, несмешение варн вот основные принципы брачно-семейных отношений Древней Индии. В то же время с женщины снимается ответственность за любые действия, лишь размножение. Фактически женщина приравнена даже не к рабам, а к домашним животным, лишенным разума и способным жить лишь на благо хозяина. Вполне возможно, учитывая особенности древности, это была необходимая мера для защиты самих женщин, т.к. совершеннолетием считался возраст, в котором девочка становилась детородной, примерно с 12-14 лет. Девочек отдавали жениху, которому в это время было не менее 25-30 лет, предоставить самостоятельность ребенку 12-ти лет было бы неразумно. Единственная обязанность жены – послушание и уважение мужа. Право на жену сохранялось даже за умершим или продавшим свою жену в рабство (IX, 46) мужем, женщина не имела права на повторный брак (IX, 64), хотя исходя из шастр о наследстве, где говорится о детях (сыновьях) от второго брака, такие случаи все же были нередки. Мужчине в браке предоставлялась большая свобода, он мог взять другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была груба или ненавидела мужа. В случае же если жена больна, но добродетельна и ласкова, мужчина мог привести в дом другую жену только с ее согласия и одобрения:
82. Но, если больная [жена] ласкова и наделена добродетелью, может быть взята другая [только] с ее согласия: она никогда не должна быть презираема.83. Если жена, когда взята другая, разгневанная, уходит из дому, она должна быть немедленно заточена или изгнана в присутствии родственников.Из этих двух шастр видно, как ЗМ одной рукой дают право женщине, а другой это право отнимают, ограничивая возможность женщины выразить свое отношение к происходящему, независимо от ее добродетели. В остальном же, вся ответственность за семью, обеспечение ее всем необходимым, надлежащее содержание и охрана жены и дочерей, возлагались на мужчину.Регламентация и охрана царской власти.