Смекни!
smekni.com

Мошенничество 7 (стр. 2 из 4)

Поскольку обман и злоупотребление доверием служат способом завладения имуществом, между ними и переходом имущества во владение виновного должна быть установлена причинная связь.

Субъектом мошенничества может быть лицо, достигшее возраста 16 лет. Квалифицированным признается мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Содержание данных квалифицирующих признаков не отличается от аналогичных признаков кражи. Особо квалифицированным (ч. 3 ст. 159 УК РФ) признается мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно совершенное в крупном размере [11, c. 346].

Совершение мошенничества лицом с использованием своего служебного положения квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ независимо от принадлежности имущества к той или иной форме собственности (частное, государственное, общественное и т.п.). К лицам, совершающим мошенничество с использованием своего служебного положения, относятся должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственные служащие и служащие местного самоуправления, а также руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Содержание особо квалифицирующего признака мошенничества - его совершение в крупном размере – не отличается от аналогичного признака кражи. По ч. 4 с ст. 159 УК РФ наказывается мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо в крупном размере. Содержание данных особо квалифицирующих признаков мошенничества не отличается от аналогичных признаков кражи.

Сходным с мошенничеством является причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

Законом предусмотрена ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Объективная сторона этого преступления имеет определенное сходство с объективными признаками хищения чужого имущества путем мошенничества, поскольку и в первом, и во втором случаях применяется один и тот же способ совершения преступления - обман или злоупотребление доверием. Существенное различие этих преступлений состоит в том, что при мошенничестве обман или злоупотребление доверием используются как способ завладения имуществом, находящимся во владении (фондах) собственника. При совершении же анализируемого преступления обман или злоупотребление доверием исключают поступление во владение (фонды) собственника должного имущества, денег и т.п. При этом виновный либо незаконно использует вверенное ему имущество, присваивая полученный доход, подлежащий поступлению во владение (фонды) собственника, либо уклоняется от передачи, скажем, государственной организации материальных благ, которые он обязан был передать. В результате таких действий собственнику причиняется ущерб в виде так называемой упущенной имущественной выгоды [3, c. 44].

Таким образом, хищение путем мошенничества обычно признается оконченным преступлением с момента завладения чужим имуществом. Статья 159 УК РФ признает мошенничеством наряду с завладением имуществом приобретение права на чужое имущество.

3. Особенности российского уголовного законодательства о мошенничестве

27 декабря 2007 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление №51 г. Москва "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" в связи с вопросами, возникшими в судебной практике при рассмотрении уголовных дел по данным преступлениям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание судов на то, что в отличие от других форм хищения, предусмотренных главой 21 Уголовного кодекса Российской Федерации, мошенничество совершается путем обмана или злоупотребления доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо либо уполномоченный орган власти передают имущество или право на него другим лицам либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другими лицами [2].

Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывал на то, чтобы в судебной практики необходимо избегать ошибок и путаницы между положениями ст. 159 и ст. 165 УПК РФ.

Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.

Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Злоупотребление доверием также имеет место в случаях принятия на себя лицом обязательств при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить с целью безвозмездного обращения в свою пользу или в пользу третьих лиц чужого имущества или приобретения права на него (например, получение физическим лицом кредита, аванса за выполнение работ, услуг, предоплаты за поставку товара, если оно не намеревалось возвращать долг или иным образом исполнять свои обязательства).

Мошенничество, то есть хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, признается оконченным с момента, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

Если мошенничество совершено в форме приобретения права на чужое

имущество, преступление считается оконченным с момента возникновения у

виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным (в частности, с момента регистрации права собственности на недвижимость или иных прав на имущество, подлежащих такой регистрации в соответствии с законом; со времени заключения договора; с момента совершения передаточной надписи (индоссамента) на векселе; со дня вступления в силу судебного решения, которым за лицом признается право на имущество, или со дня принятия иного правоустанавливающего решения уполномоченными органами власти или лицом, введенными в заблуждение относительно наличия у виновного или иных лиц законных оснований для владения, пользования или распоряжения имуществом).

В случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него.

О наличии умысла, направленного на хищение, могут свидетельствовать, в частности, заведомое отсутствие у лица реальной финансовой возможности исполнить обязательство или необходимой лицензии на осуществление деятельности, направленной на исполнение его обязательств по договору, использование лицом фиктивных уставных документов или фальшивых гарантийных писем, сокрытие информации о наличии задолженностей и залогов имущества, создание лжепредприятий, выступающих в качестве одной из сторон в сделке [2].

Судам следует учитывать, что указанные обстоятельства сами по себе не могут предрешать выводы суда о виновности лица в совершении мошенничества. В каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо не намеревалось исполнять свои обязательства.

Хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием подделанного этим лицом официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 327 УК РФ и соответствующей частью статьи 159 УК РФ.