За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли. Только за 50-е гг. объем германского экспорт увеличился более чем в 2,5, а импорта - в 2 раза. В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали преобладать готовые промышленные товары: металлоизделия, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, готовая одежда, кожевен-е товары, сахар и т.д., а в импорте, наоборот, продукты сель-)го хозяйства и сырье, металлические руды и пр. В 60-х гг. под кимом юнкеров, которых привлекала возможность беспошленного экспорта сельхозпродуктов в Англию, Германия пытать перейти к фритредерству, но завершение индустриализация страны диктовало господство жесткого протекционизма. Во торой половине XIX в. Германия из аграрного придатка индустриальной Англии превратилась в ее конкурента.
4.3.2. "Прусский путь" в сельском хозяйстве
В Германии освобождение сельского хозяйства страны от феодализма происходило путем постепенных затяжных реформ. В результате земля феодалов осталась в основном за ними, исчезла только крестьянская зависимость. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, где к концу 60-х гг. 71% всех хозяйств владели всей обрабатываемой площади, а 29% имели 91% площади. Прусский путь оказался самым невыгодным для крестьянства, позволил юнкерам и аграрным предпринимателям организовать крупное сельскохозяйственное производство, одно из самых интенсивных в Европе. Вместо трехполья с принудительным се-боротом были введены травосеяние и плодопеременная система, при которой паровой клин сократился наполовину. Агрохимия поставила немецкое земледелие на научную основу. Применение искусственных удобрений (недра Германии богаты калийными солями, а немецкая железная руда - фосфором). следовало весьма широкое применение культиваторов, жнемолотилок, паровых плугов и других механизмов отечественного производства. Так, агрохимия и машины заменили крепостных крестьян. Германия вышла на первое место в мире по сбору картофеля и сахарной свеклы и развитию пищевых промышленных производств - сахара, крахмала и спирта. Продукция левой промышленности составляла важнейшую часть германского экспорта.
Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохранило и свои господствующие позиции в политической системе германской монархии (государственный аппарат, офицерский корпус и т.д.). Немецкий капитализм поэтому носил открыто милитаристский, явно агрессивный характер.