Смекни!
smekni.com

Квалифицированные и особо квалифицированные составы грабежа (стр. 5 из 6)

Следует сказать, что некоторые правоведы предлагают несколько иную трактовку понятия вреда, нанесенного здоровью. Так, в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. (в ред. ППВС РФ от 06.02.2007 г. №7) говорится, что под насилием, опасным для жизни и здоровья, предлагается понимать, в том числе такое насилие, которое, хотя и не причинило особого вреда, но в момент причинения создавало реальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего[14].

Все это говорит о том, что в судебной практике не существует устойчивого определения понятия насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, что, безусловно, затрудняет квалификацию преступлений, с ним сопряженных.

Что же касается лишения или ограничения свободы потерпевшего, то оно может рассматриваться как насилие, не опасное для здоровья, в тех случаях, когда эти действия виновного направлены к тому, чтобы лишить потерпевшего возможности воспрепятствовать изъятию имущества.

В свою очередь действия виновного, связанные с применением физической силы, но не к потерпевшему, а к его имуществу (срывание шапки с головы, вырывание из рук сумочки), также не принято квалифицировать как насилие.

Наконец, грабеж является насильственным только в том случае, когда примененное насилие служило средством завладения имуществом или средством его удерживания непосредственно после задержания.

Поэтому насилие, которое виновный применяет с целью избежать задержания после окончания, например, кражи, не может превратить ее в грабеж. И наоборот, если преступление было начато, как ненасильственный грабеж или как кража, но после его обнаружения похититель применил, насилие для завладения имуществом или для его удержания сразу после тайного завладения, деяние перерастает в насильственный грабеж.

Важным нововведением Уголовного кодекса Российской Федерации является указание на угрозу применения насилия, не опасного для жизни или здоровья. Конечно, как справедливо отмечают авторы комментариев к УК психическое насилие, применяемое при нападениях, выражается, как правило, в крайних формах устрашения. Вместе с тем не исключается возможность применения угрозы насилием, явно не представляющим опасности для здоровья потерпевшего. Однако следует учитывать, что в практической деятельности установление характера угрозы является довольно проблематичным, поскольку правоохранительным органам приходится иметь дело не с реальным причиненным вредом, а с вредом мнимым, предполагаемым. Вопрос о последнем должен решаться с учетом места совершения преступления, числа преступников, отсутствием возможности позвать на помощь и так далее.

3.4 Грабеж с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище

Грабеж, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище (п. «в» ч.2 ст. 161 УК РФ), до внесения в 1994 г. изменений в ранее действовавший УК и введения в действие нового Уголовного кодекса РФ рассматривался как совершенный при особо отягчающих обстоятельствах. Теперь же этот квалифицирующий признак имеет значение только при условии, что похититель незаконно проникает в жилище, помещение или иное хранилище.

Только сочетание таких условий как: надлежащее функциональное предназначение (для жилища - это проживание, для помещения - размещение людей и материальных ценностей, а для хранилища - хранение материальных ценностей) и защищенность тем или иным образом могут образовывать рассматриваемый квалифицирующий признак грабежа. Это обстоятельство имеет немаловажное значение для уяснения понятия «проникновение». Ведь для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо установить не только тот факт, что изъятие имущества совершено из жилища, помещения или иного хранилища, но и особый способ данного извлечения – посредством проникновения в указанные объекты. Проникновение можно определить как противоправное вторжение в жилище, помещение или иное хранилище с целью совершения хищения.

Под проникновением понимается тайное вторжение виновного в жилище, помещение или хранилище с целью изъятия чужого имущества. Оно предполагает тайный незаконный доступ к имуществу, недозволенное вхождение в жилище, вопреки воле лица, ведающего этим имуществом или охраняющего его[15]. В любом случае намерение присвоить чужую собственность обязательно должно предшествовать вторжению. Во-первых, с физической стороны, проникновение может осуществляться как непосредственно (в виде физического вхождения или протягивания руки), так и опосредованным образом, когда имущество извлекается без входа в жилище. Помещение или иное хранилище с использованием для его изъятия различных приспособлений (крючок, палка, магнит и т.п.), дрессированных животных, а также добросовестно заблуждающегося, малолетнего или невменяемого лица.

К опосредованному проникновению можно отнести и завладение жидкими или сыпучими веществами, находящимися в таких емкостях, конструкция которых не требует физического вторжения внутрь, а позволяет извлечь их содержимое путем открытия запорных средств (кранов, люков), после чего такие вещества выливаются (высыпаются) сами.

Во-вторых, с юридической стороны, проникновение всегда является незаконным, то есть предполагающим отсутствие у виновного права на появление в соответствующем жилище, помещении или ином хранилище, в которых он оказывается вопреки запрету и без ведома и согласия уравомоченных лиц, а также путем обмана[16].

Решая вопрос о наличии в действиях лица, совершившего грабеж, признака незаконного проникновения в жилище, помещение или иное хранилище, судам необходимо выяснять, с какой целью виновный оказался в помещении (жилище, хранилище), а также когда возник умысел на завладение чужим имуществом. Если лицо находилось там правомерно, не имея преступного намерения, но затем совершило грабеж, в его действиях указанный признак отсутствует.

Этот квалифицирующий признак отсутствует также в случаях, когда лицо оказалось в жилище, помещении или ином хранилище с согласия потерпевшего или лиц, под охраной которых находилось имущество, в силу родственных отношений, знакомства либо находилось в торговом зале магазина, в офисе и других помещениях, открытых для посещения гражданами.

В случае признания лица виновным в совершении хищения чужого имущества путем незаконного проникновения в жилище дополнительной квалификации по статье 139 УК РФ не требуется, поскольку такое незаконное действие является квалифицирующим признаком грабежа.

Подводя итог по всем квалифицирующим признакам грабежа. Такой признак грабежа как «группа лиц по предварительному сговору», включает в свое содержание как групповой способ совершения преступления при возможности отсутствия соучастия, так и любую форму соучастия в преступлении по объективным признакам (соисполнительство), и отражает типовой уровень общественной опасности этого вида посягательства. Нужно квалифицировать действия всех соучастников, однако исходить надо из степени общественной опасности каждого члена и роли в совершении того или иного преступления.

Что касается насильственного грабежа, то выделяя этот признак в качестве квалифицирующего состава преступления, законодатель исходит из повышенной общественной опасности действий виновного, который для завладения чужим имуществом избирает способ, выражающийся в посягательстве на личность. Факт применения насилия меняет юридическую сущность грабежа. В таких случаях преступление становится двухобъектным: вред причиняется не только отношениям собственности, но и здоровью граждан и их личной свободе.

За все виды грабежа, отягченного перечисленными выше квалифицирующими признаками, включая применение насилия, не опасного для жизни и здоровья либо угрозу применения такового, УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового (ФЗ от 8 12.2003 г.).

Заключение

Грабеж содержит все объективные и субъективные признаки хищения, так как является одной из его форм. В отличие от кражи при грабеже изъятие имущества происходит открыто.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 27.12.2002 N 29 разъяснил, что «открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимал ли они меры к пресечению этих действий или нет».

Если присутствующие при совершении преступления лица не осознают противоправность связанных с этим действий либо являются близкими родственниками или соучастниками виновного, который рассчитывает в связи с этим на то, что изъятие имущества останется тайным, налицо не грабеж, а кража.

Действия виновного квалифицируются как грабеж, если он, намереваясь совершить тайное хищение, будучи застигнутым на месте совершения преступления, продолжил изъятие имущества на глазах у потерпевшего или других лиц.

Перерастание кражи в грабеж при изложенных обстоятельствах возможно только до полного завладения имуществом и получения возможности им распоряжаться, так как с этого момента кража считается оконченной.