Смекни!
smekni.com

Добровольный отказ от преступления (стр. 2 из 4)

Интеллектуальный признак выражается в том, что лицо во время совершения преступления не может сознавать своих действий. В этих случаях лицо не понимает фактической стороны совершаемых им действий и их последствий, либо, понимая это, не способно осознавать общественную опасность своих действий.

Волевой признак означает неспособность лица руководить своими действиями. Сознание и воля человека неразрывно связаны между собой. В тех случаях, когда нарушается интеллект, естественно, нарушается и эмоционально-волевая сфера, лицо теряет способность руководить своими действиями. Однако встречаются случаи, когда у страдающего психическим заболеванием сохраняется интеллект, но нарушается волевая сфера психической деятельности. Психически больной сознает характер своих действий, в том числе и их общественную опасность, но не может удержаться от их совершения вследствие болезненного состояния психики. Так, у некоторых лиц, страдающих эпилепсией, возникает непреодолимое желание к поджогам (пиромания), хотя они и осознают общественно опасный характер этих действий. Для признания психически больного человека невменяемым достаточно любого из двух признаков юридического критерия невменяемости.

Решение вопроса о вменяемости или невменяемости лица относится к компетенции органов следствия и суда, потому что эти понятия не медицинские, а юридические. Однако необходимо заключение судебно-психиатрической экспертизы, производство которой необходимо во всех случаях сомнения во вменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние. Это объясняется тем, что для решения вопроса о психических способностях лица требуются специальные познания. Нарушение ст.75 УПК влечет за собой отмену приговора.

Лицо, признанное невменяемым в момент совершения им общественно опасного деяния, не является субъектом и не может быть привлечено к уголовной ответственности. К такому лицу при необходимости лечения по определению суда могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные ст.101 УК. Наряду с этим ст.101 УК предусматривает случаи, когда лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, затем до вынесения судом приговора заболело психической болезнью, лишающей его возможности осознавать свои действия или руководить ими. В таком случае лицо не освобождается от уголовной ответственности, поскольку оно было вменяемым в момент совершения преступления. Однако, поскольку уголовная ответственность имеет целью исправление осужденных, ответственность до выздоровления такого лица не применяется. Согласно ст.101 УК, к такому лицу судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения, а после выздоровления оно подлежит наказанию, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст.83 УК).

Уменьшенная вменяемость. До принятия Уголовного кодекса 1999 г. уголовное законодательство Республики Беларусь не знало такого понятия, как уменьшенная вменяемость, хотя в судебной практике нередко встречались случаи, когда лицо в момент совершения преступления не в полной мере осознавало свои действия или не в полной мере могло ими руководить вследствие болезненного психического расстройства, умственной отсталости или иных обстоятельств.

УК Республики Беларусь 1999 г. впервые в уголовном законодательстве республики ввел понятие уменьшенной вменяемости (ст.29 УК). Фактически УК предусматривает два видауменьшенной вменяемости: уменьшенная вменяемость, предусмотренная ст.29 УК, и уменьшенная вменяемость, предусмотренная ст.31 УК (совершение деяния в состоянии аффекта).

Согласно ст.29 УК, лицо считается находящимся в состоянии уменьшенной вменяемости во время совершения общественно опасного деяния, если оно не могло в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими вследствие болезненного психического расстройства или умственной отсталости. Для признания лица уменьшенно вменяемым также требуется наличие двух критериев: медицинского и юридического.

Медицинский критерий уменьшенной вменяемости предполагает наличие у лица психического расстройства или умственной отсталости. Психические расстройства такого рода характерны, например, для психопатов.

Юридический критерий уменьшенной вменяемости характеризуется тем, что лицо при совершении преступления сознает общественно опасный характер своего деяния и может им руководить, хотя и не в полном объеме.

Поскольку уменьшенно вменяемое лицо не теряет способности сознавать общественную опасность своего деяния и руководить им (хотя и не в полном объеме), поэтому оно не освобождается от уголовной ответственности.

Согласно ч.2 ст.29 УК, состояние уменьшенной вменяемости может учитываться судом при назначении наказания и иных мер уголовной ответственности. Кроме того, к таким лицам могут быть применены и принудительные меры безопасности и лечения.

Второй вид уменьшенной вменяемости предусмотрен ст.31 УК. Согласно этой статье УК состояние уменьшенной вменяемости наступает тогда, когда деяние совершается в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего, в результате чего лицо не могло в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими, то есть тогда, когда имеет место совершение преступления в состоянии физиологического аффекта. В состоянии аффекта сознание, способность мыслить и руководить своими поступками снижаются, хотя эти лица и остаются вменяемыми.

Для признания наличия уменьшенной вменяемости в этих случаях требуется ряд условий. Необходимо, чтобы деяние было совершено в состоянии сильного душевного волнения и, кроме того, такое состояние должно возникнуть внезапно, то есть непосредственно за противоправными действиями потерпевшего. Именно внезапность возникновения характерна для сильного душевного волнения. Деяние может рассматриваться как совершенное в состоянии аффекта в том случае, если внезапно возникшее сильное душевное волнение вызвано насилием, издевательством, тяжким оскорблением или иными противозаконными или грубыми аморальными действиями потерпевшего либо длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Насилие, тяжкое оскорбление и другие противоправные и аморальные действия в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние, должны быть совершены только потерпевшим, а не кем-либо другим. Указанные противозаконные действия потерпевшим чаще совершаются умышленно, однако не исключена и неосторожная вина. Например, когда на глазах у отца совершается наезд автомашины на его ребенка. Для признания деяния совершенным в состоянии аффекта достаточно любого из перечисленных противозаконных и аморальных действий потерпевшего.

Уголовная ответственность в соответствии со ст.31 УК наступает лишь тогда, когда в состоянии аффекта совершается умышленно убийство, тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение. Эти преступления законодательством выделены в самостоятельные составы (ст.141, 150 УК), в которых санкции предусматривают значительно более мягкие меры наказания по сравнению с такими же преступлениями, совершенными умышленно, но без указанных обстоятельств.

Опьянение и уголовная ответственность

Преступность имеет тесную связь с пьянством. В Республике Беларусь преступления, совершенные лицами в нетрезвом состоянии, составляют в последние годы 25-30 % от всех совершенных преступлений. Такие же особо тяжкие преступления как умышленное убийство, умышленное причинение тяжких телесных повреждений совершаются лицами, находящимися во время совершения преступления в нетрезвом состоянии, в 70-75 % случаев этих преступлений, процент совершения хулиганства в состоянии опьянения достигает 90 %.

Употребление алкоголя притупляет чувство ответственности за свои действия, способствует оживлению имеющихся у лица антиобщественных взглядов и привычек, что приводит к решимости совершить преступление. В связи с этим борьбе с пьянством в нашей стране придается большое значение. Важную роль в ней играют и уголовно-правовые нормы ответственности лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения.

Согласно ст.30 УК “лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности”.

При употреблении спиртных напитков, наркотических или других одурманивающих веществ нарушаются нормальные процессы психической деятельности. В результате этого снижается самоконтроль, ослабляется работа тормозящих центров. Однако при физиологическом опьянении лицо в определенной степени сохраняет способность осознавать окружающую действительность, свои действия, а также может руководить ими. В связи с этим такие лица признаются вменяемыми и несут уголовную ответственность за общественно опасные деяния, поскольку в таких случаях отсутствует как медицинский, так и юридический критерий невменяемости. Даже при глубоком физиологическом опьянении не наступает болезненного психического расстройства. У таких лиц нет помрачения сознания, отсутствуют галлюцинации и бредовые идеи. В состоянии глубокого опьянения лицо сохраняет известный контакт с реальной обстановкой[1], а поэтому способно осознавать свои действия и руководить ими. В подобных случаях лицо также признается вменяемым и подлежит уголовной ответственности, так как отсутствует медицинский и юридический критерий невменяемости[2].