Смекни!
smekni.com

Рейдерство с точки зрения уголовного права (стр. 3 из 9)

1.3 Понятие рейдерства и его характерные признаки

В настоящее время в правовой науке отсутствует устоявшийся понятийный аппарат по исследуемому вопросу. Противоречия в дефинициях рейдерства диктуют необходимость уточнения определения данного понятия с целью четкой фиксации его объема и содержания.

Основополагающим понятием в определении рейдерства является понятие «захвата» чужой собственности. В Уголовном кодексе РФ[15] в некоторых статьях уже используется понятие «захват», однако не применительно к преступлениям в сфере экономики. Рассмотрим данные статьи.

Статья 206. Захват заложника

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

В данном случае захват – это насильственное ограничение свободы передвижения.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона.

Под «захватом» понимается насильственное установление контроля над судном или железнодорожным подвижным составом в целях угона.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Захватом власти в данном случае является свержение, противоправное отстранение от власти полномочных должностных лиц и самочинное завладение ею лицами, которым власть не принадлежала. Насильственный характер данных действий возможен посредством использования организованной силы (преимущественно вооруженной) – законных силовых структур, незаконных вооруженных формирований либо массового участия граждан, а также демонстрации готовности применить силу.

Приведенные выше примеры употребления понятия «захват» в Уголовном кодексе РФ, а также толкование однокоренных слов к слову «захват» свидетельствуют, что понятие «захват» по лексически эмоциональной окраске и смысловому содержанию включает в себя:

1) насилие с целью;

2) установление контроля, господства над захватываемым объектом.

Некоторые ученые предлагают использовать термин «завладение» применительно к недружественным слияниям / поглощениям.[16] Рассмотрим, в каких случаях употребляется термин «завладение» в Уголовном кодексе РФ.

Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

В данном случае отсутствует насилие и цель – хищение, т. е. полное господство над вещью.

На наш взгляд, более правильно и обоснованно применять термин «захват», чем, например, «завладение», и к экономическим преступлениям. Ведь цель рейдеров при захвате предприятия – установление контроля над предприятием вопреки воле его руководства, как правило, посредством насилия.

Рассмотрим стадии незаконного захвата. Е.Г. Никонова условно разделяет захват на три части:

1) действия по захвату (как правило, неправомерные, насильственные);

2) непосредственно сам захват;

3) последствия захвата.

При этом целью захвата (рейдеров) является:

1) захват долей инвесторов (захват акции / уменьшение доли);

2) захват непосредственно активов, имущества предприятия;

3) а также смена менеджмента предприятия (может быть как сама цель захвата и как последствия захвата).[17]

Таким образом, захват – это насильственная смена инвесторов (собственника) или менеджмента компании с целью приобретения (завладения) имущества компании или установления, управления данным имуществом.

По данным П. Сычева, старшего следователя по особо важным делам следственного комитета МВД России, при наказании рейдеров формируется практика применения следующих статей Уголовного кодекса РФ: 330 (самоуправство), 327 (подделка документов), 159, по которой действия рейдеров квалифицируются как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничества). Пытаются применять и статьи, предусматривающие более тяжелое наказание, например статью 210 (организация преступного сообщества). Однако, если в среднем по «экономическим» делам количество прекращенных дел по отношению к количеству возбужденных составляет 30–40 %, то по делам по захвату предприятий этот процент равен 60–70 %.[18]

И причина этого не только в келейности рассмотрения дел и в коррупции, а в сложности и порой субъективности трактовки понятия «захват». В законодательстве пока еще есть существенные лазейки, а современные рейдеры и гринмейлеры действуют уже с серьезной оглядкой на Уголовный кодекс РФ, отличаясь этим от черных рейдеров конца 90-х – начала 2000-х годов.

Таким образом, «рейдерство» и «криминальный захват» предприятий не являются юридическими определениями, и в Уголовном кодексе РФ нет статей, которые охватывали бы эти понятия. Какое преступление отнести к понятию «захват предприятий», ведомства трактуют по-разному. Соответственно пока нет и единой статистики дел, ведущихся по этой категории.

П.А. Астахов определяет рейдерство (недружественное поглощение предприятий или корпоративный захват предприятий) как «захват контрольного пакета акций или долей, кредиторской задолженности предприятия (организации) с целью установления над ним полного (фактического и юридического) контроля вопреки интересам и воле собственника или менеджмента этого предприятия (организации)».[19]

Нередко термин «рейдерство» соотносят с понятием «гринмэйл» (greenmail). Гринмэйл, или как его по-другому именуют корпоративный шантаж, в классическом понимании представляет собой комплекс различных корпоративных действий, предпринимаемых миноритарным акционером в целях вынудить общество или основных его акционеров приобрести акции, принадлежащие этому миноритарию, по весьма высокой цене. Иными словами, гринмэйл представляет собой разновидность высокоинтеллектуального вымогательства[20]. Гринмэйл отличается от правомерного использования акционером или иным лицом своих законных прав наличием, как правило, финансового или иного имущественного требования (отступного), несоразмерного тому, на что лицо, действующее добросовестно, могло бы претендовать, а также совокупностью фактов, позволяющих рассматривать действия гринмэйлера (шантажиста) как «злоупотребление правом».

Гринмэйл и недружественные поглощения в России зачастую оказываются тесно связанными между собой. Одно может вытекать из другого: иногда первым этапом недружественного поглощения является именно агрессивный гринмэйл, который ведется с целью «продиагностировать» позиции менеджмента или основных акционеров предприятия, поэтому на практике порой бывает сложно разобраться, что происходит на самом деле: предприятие стало объектом нападок гринмэйлера (шантажиста) или на него началась атака с целью поглощения.

Наиболее общее определение рейдерства дает С.Н. Анисимов: «рейдерство – это систематическая проектная деятельность на рынке корпоративного контроля, нацеленная на несиловое правовое и неправовое силовое получение контроля над активами других субъектов экономической деятельности с нанесением им экономического и иных видов ущерба».[21]

Рассмотрев приведенные различными авторами определения рейдерства мы можем выявить существенные признаки рейдерства, к которым следует отнести следующие. Систематичность, то есть деятельность осуществляется на постоянной основе, что позволяет рассматривать ее как особый вид бизнеса.

Нанесение ущерба. Попытка получения контроля над активами со стороны рейдеров всегда сопровождается нанесением ущерба лицам, под контролем которых прежде находился данный актив. Действия агрессоров могут приводить к убыткам, непредвиденным расходам, утрате имущества и денег, недополученной выгоде, оскорблению чести и достоинства, подрыву репутации. Объем ущерба атакуемой стороны в значительной степени определяет доходность проекта. При этом факт или угроза нанесения ущерба обуславливают высокую вероятность противоборства и как следствие высокую вероятность не достижения поставленной цели с потерей инвестированных средств. Это указывает на необходимость рассмотрения рейдерства как высокодоходной деятельности в условиях высокого уровня риска.

Несиловой характер действий рейдера. При необходимости воздействия на оппонентов рейдеры стремятся использовать законные инструменты оказания давления на контрагентов (судебные иски, вступление в сговор с компаниями-контрагентами фирмы-мишени, инициирование проверок со стороны налоговых органов, органов внутренних дел и прочих структур). Это отличает их от силовых предпринимателей, тяготеющих к насилию (убийство, похищение человека, причинение вреда здоровью и пр.) или угрозам насилия.

Из перечисленных выше признаков, последние два позволяют отличать рейдерство от других видов экономической активности на рынке корпоративного контроля, в частности от наиболее близких: силового предпринимательства и бизнес-брокерства.

Таким образом, термин «рейдерство» в общепринятом понимании означает недружественные действия, направленные на приобретение и установление контроля над активами предприятия либо подчинение и ограничение деятельности хозяйствующего субъекта помимо его воли и / или под какой-либо угрозой.