Смекни!
smekni.com

Личность преступника 13 (стр. 4 из 7)

В равной мере это не означает, что преступное поведение — лишь результат негативных влияний внешней среды на человека, а он сам в этом как бы не участвует. В преступном поведении отражены и генетически обусловленные задатки и предрасположенности, темперамент, харак­тер и т.д. Внешние условия не напрямую порождают преступное пове­дение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые в свою очередь становятся самостоятельным и ак­тивным фактором, опосредующим влияние социальной среды на нее. Человек, образно говоря, «выбирает» и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания[13].

Стремясь, например, ликвидировать такую черту, как агрессивность, можно привести к разрушению личности, психичес­ким расстройствам. Поэтому предпочтительнее наполнять личностные признаки другим, социально позитивным содержанием, придавать им другую нравственную окраску. Следует помнить, что личность — всегда совокупность тесно связанных и взаимодействующих между собой психологических качеств и свойств и коррекция одного из них повлечет за собой изменение другого.

Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуаль­ностью, лидерскими способностями, большой предприимчивостью и инициативой. Эти качества в сочетании с негативно искаженными цен­ностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделают лидеров преступных групп и преступных организа­ций, являясь общественной характеристикой последних. Эти же каче­ства могут быть основанием для классификации преступников, показа­телем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. В то же время указанные качества должны с успехом использоваться в профилактике преступлений и ис­правлении преступников.

Изучение лидерских способностей преступников особенно важно для сферы борьбы с организованной преступностью. Личность лидера обычно определяет общую направленность преступ­ной активности группы и совершение ею конкретных преступных дей­ствий.

Объективные причины преступности реализуются в конкретных противоправных актах через личность субъекта и его мотивацию. Причинами преступного поведения выступает вся совокупность социальных воздействий прошлого, настоящего и возможного будущего во взаимодействии с личностью правонарушителей. В момент совершения преступления многие причины давно перестали объективно существовать, но оставили свои «следы» в личности виновного, «спрессованные» в его взглядах, привычках, побуждениях. Поэтому причины и условия, действующие в момент совершения преступления, осознанно или неосознанно, но избирательно отбираются субъектом в качестве личностно значимой информации, которая преломляется через его мотивационную сферу, сформированную предшествующими воздействиями, и реализуются через конкретные мотивы, цели, желания[14].

Совершение преступления нужно рассматривать не только как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией. Преступление есть следствие, реализация кримино­генных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуатив­ными факторами.

Ю. М. Антонян, например, выделял в качестве самостоятельного криминогенного фактора «отчуждение». Многие преступники находятся в определенной социально-психологической изоляции, как бы отчуждены от других людей, а отсюда — от многих важнейших социальных ценностей, что способствует совершению преступлений. Отчуждение может выражать личностную позицию, а может порождаться только внешними, или в основном внешними, обстоятельствами. Первое из них можно условно назвать психологическим, а второе — социальным[15].

Изучение личности преступника должно строиться на твердой пра­вовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону призна­ется субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удосто­веренного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступ­ника.

Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего, социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить отличия преступников от непреступников, выявить факто­ры, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или об­ласти, но и в городах и районах, на отдельных участках оперативного обслуживания. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы, например, среди тех групп на­селения, представители которых чаще совершают правонарушения.

Выборочные криминологические исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин (последних 10-15%). Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например среди виновных в хищениях чужого имущества путем при­своения, растраты или злоупотребления служебным положением и не­которых других.

Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодого возраста чаще совершают преступле­ния агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же пове­дение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.

По данным МВД России, немногим более половины преступлений совершают лица в возрасте 16—29 лет, но наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица в возрасте 30—49 лет: их доля в структуре преступности доходит до 47%. Послед­ние совершают около 36% особо тяжких и 35% тяжких преступлений. Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц несовершен­нолетние составляют 10—15%. Наименьшая доля среди преступников падает на лиц старше 60 лет. Основную массу таких преступлений, как убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, кражи, грабежи, хулиганство, изнасилования, совершают лица в возрасте до 30 лет. Среди тех, кто совершил должностные преступления (преступники стар­ше 30 лет). Материалы специальной переписи осужденных к лишению свободы говорят о том, что примерно 3/4 отбывающих наказание в мес­тах лишения свободы составляют лица в возрасте от 18 до 39 лет[16].

Данные о социальном положении и роде занятий лиц, совершивших преступления, позволяют сделать выводы о том, в каких социальных слоях и группах, в каких сферах жизнедеятельности наиболее распро­странены те или иные преступления. Изучение этих вопросов показы­вает, что, например, почти половина преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке, что вдвое выше, чем доля не со­стоявших в браке среди всего населения. При этом коэффициент пре­ступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (так как среди совер­шивших преступления значительную долю составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей). За время отбывания наказания в местах лишения свободы чаше распадались семьи осужденных жен­щин, чем мужчин.

Существует и другая закономерность: с ростом числа судимостей увеличивается количество лиц, не состоящих в зарегистрированном браке.

Подавляющее большинство лиц, совершающих преступления, уча­ствовали в общественно полезном труде, однако многие из них, особен­но из числа хулиганов, воров, грабителей, часто меняли место работы, имели перерывы, иногда значительные, в своей трудовой деятельности. Среди тех, кто не работали, не учились и не получали пен­сии, немало женщин, которые до осуждения занимались домашним хо­зяйством. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов.

Больше всего среди лиц, совершающих преступления, рабочих, зна­чительно меньше крестьян, служащих и учащихся, что повторяет струк­турное распределение в населении.

В связи с трудовой занятостью необходимо рассмотреть вопрос и о трудоспособности. Этот вопрос должен постоянно учитываться при разработке и осуществлении предупредительных мероприятий, в рабо­те по исправлению осужденных. Поэтому важно знать не только сте­пень трудоспособности, но и характер заболевания, а в связи с этим ре­комендации медицинских учреждений.

Подавляющее большинство преступников (до 93%) составляют местные жители.

На поведение личности, сферу ее интересов, круг общения, выбор способов реализации жизненных целей оказывает влияние образова­ние (уровень образования лиц, со­вершающих преступления, ниже, чем других граждан, причем особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование).

Среди свойств личности преступников особого внимания заслужи­вают такие, как характер и длительность преступного поведения. Боль­ше всего рецидивистов среди воров, грабителей, разбойников, членов преступных организаций.

Выборочные исследования показывают, что большинство преступ­ников были полностью трудоспособными, лишь примерно каждый 8— 10-й имел ограниченную трудоспособность. Однако в практической ра­боте важно знать не только о наличии инвалидности, но и о том, если ее нет, какими заболеваниями или расстройствами страдает тот или иной человек, попавший в орбиту предупредительной деятельности правоохранительных органов. Особого внимания заслуживают в этой связи расстройства психической деятельности, поскольку именно такие расстройства, даже если они вызваны соматическими («телесны­ми») заболеваниями, оказывают значительное влияние на поведение человека, в том числе противоправное. Среди преступников около 50% лиц, страдающих алкоголизмом, психопатиями, олигофренией, остаточными явлениями травм черепа, и неко­торыми другими расстройствами психики, которые в подавляющем большинстве случаев не влекут за собой инвалидности.