Смекни!
smekni.com

Брачный договор 8 (стр. 15 из 20)

Несоответствие брачного контракта требованиям закона.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных пра­вовых актов, ничтожна, если закон не установит, что она оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.[22]

В отношении недействительности брачного договора по это­му основанию можно привести следующий пример: брачный договор заключен между лицами, не достигшими предусмотрен­ного законом брачного совершеннолетия (то есть между ограничен­но дееспособными лицами).

Заключение брачного контракта гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства.

В соот­ветствии с п. 1 ст. 171 ГК РФ сделка, совершенная граждани­ном, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, ничтожна, каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре или при отсутствии такой возможности возместить его стоимость в деньгах. Дееспо­собная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

Заключение брачного контракта гражданином, неспособным понимать значение своих действий или руководить ими. В соот­ветствии со ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее заключе­ния в состоянии, не позволявшем понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом не­действительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения (п. 1 и 2 ст. 177 ГК РФ).

В качестве примера можно привести случай, когда брачный договор заключается лицом, находящимся в состоянии сильного наркотического опьянения. Основная трудность для признания сделки недействительной по данному основанию заключается в практической невозможности в дальнейшем доказать факт на­хождения лица в таком состоянии.

Совершение сделки под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. В этом случае сделка может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения (п. 1).

Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, применяются нормы, предусмот­ренные п. 2 CT.J67 ГК РФ: каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке или при отсутствии такой воз­можности (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены за­коном. Кроме того, сторона-истец вправе требовать от ответчи­ка возмещения причиненного ей реального ущерба, если дока­жет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить стороне-ответчику по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблу­ждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуж­давшейся стороны.

В отношении недействительности брачного договора по это­му основанию можно привести следующий пример: К. и М. брачным договором распространили законный режим имущест­ва на все свое добрачное имущество. В дальнейшем оказалось, что К. не обладал тем имуществом, которое было указано в до­говоре (М. была введена в заблуждение). Это дало право М. по­требовать признания брачного договора недействительным.

Заключение брачного контракта под влиянием обмана, наси­лия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной сто­роны с другой, а также, когда сторона заключает сделку на край­не невыгодных для себя условиях (кабальная сделка) вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользо­валась. Сделка, совершенная с такими нарушениями, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (п. 1 ст. 179 ГК РФ).

Если сделка признана недействительной по одному из ос­нований, указанных выше, то другая сторона возвращает по­терпевшему все полученное ею по сделке в натуре, а при не­возможности сделать это возмещает его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение передан­ного другой стороне, обращается в доход Российской Федера­ции. При невозможности передать имущество в доход госу­дарства в натуре взыскивается стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причинен­ный ему реальный ущерб.

Следует отметить, что за принуждение к совершению или отказу от совершения сделки тоже установлена уголовная ответ­ственность. Так, в соответствии со ст. 179 УК РФ принуждение под угрозой применения насилия, уничтожения или поврежде­ния чужого имущества, а равно распространения сведений, ко­торые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии при­знаков вымогательства – наказывается ограничением свободы (до трех лет), либо арестом (от трех до шести месяцев), либо лишением свободы (до двух лет) со штрафом (в размере до пя­тидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до од­ного месяца) или без такового (п. 1).

То же деяние, совершенное неоднократно или с применени­ем насилия, а также организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Заключение брачного договора, условия которого ставят одного супруга в крайне неблагоприятное положение. Специальные осно­вания для признания такого брачного договора недействитель­ным установлены п. 2 ст. 44 и п. 3 ст. 42 СК РФ. К ним отно­сятся условия: а) ограничивающие правоспособность или дее­способность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; б) регулирующие личные неимущественные отно­шения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; в) ограничивающие право нетрудоспособного нуждаю­щегося супруга на получение содержания;

г) другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного за­конодательства. При наличии таких нарушений брачный дого­вор является ничтожным.

Хотя ничтожность брачного контракта, включающего подоб­ные условия, не требует признания его недействительным по суду, заинтересованные лица часто обращаются в судебную ин­станцию по этому поводу. Суд должен принять такое заявление к рассмотрению и вынести решение по существу. Обратиться в суд с таким заявлением вправе не только супруг, но и другие лица (например, родители и иные родственники супруга).

Последствием такого брачного договора является возврат каждой стороной всего полученного имущества, а при наличии умысла одной из сторон в заключении сделки, противоречащей основам правопорядка и нравственности, полученное ею взы­скивается в доход государства (ст. 169 ГК РФ). Последнее не исключает привлечения виновной стороны к публичной ответ­ственности. Для подачи иска законом установлен 10-летний срок исковой давности, который отсчитывается с того дня, ко­гда началось исполнение сделки (ст. 181 ГК РФ).

2.4. Ответственность супругов по обязательствам.

Глава 9 СК РФ в целом воспроизводит ранее действовав­шие положения об ответственности супругов по обязательст­вам. По-прежнему каждый супруг отвечает по своим личным обязательствам только собственным имуществом. При недос­таточности этого имущества кредитор вправе требовать выде­ла из доли супруга-должника, которая причиталась бы ему при разделе общего имущества.

Долгом называется имущественная обязанность должника, невыполнение которой влечет за собой ответственность перед кредитором. Долги супругов могут быть личными и общими.

Личными следует считать долги, возникшие до брака или хо­тя бы и во время брака, но связанные с личным имуществом супруга и не предназначенные для удовлетворения потребностей другого супруга или семьи в целом. Прежде всего это долги, сделанные супругом для поддержания или улучшения собствен­ного имущества (например, дома, автомашины), удовлетворения только своих нужд (в частности, покупка в кредит для себя кос­тюма). Личными долгами являются и те обязанности, которые в силу закона должно нести строго определенное лицо (выплата алиментов, возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу и т.д.).

По личным долгам супруг отвечает перед кредиторами своим личным имуществом и долей в общей совместной собственно­сти. Из данного правила сделано исключение для требований о возмещении вреда, причиненного преступлением, совершенным одним из супругов. Взыскание тогда обращается не только на его личное имущество, но и на все общее имущество, если приговором суда будет установлено, что оно приобретено на средства, добытые преступным путем (ст. 368 ГПК).

Данное предписание, повторенное в п. 1 ст. 45 СК РФ, под­разумевает и те случаи, когда ранее принадлежавшее супругам общее имущество увеличено за счет этих средств и стоимость его возросла. Тогда на долю другого супруга в имуществе можно обратить взыскание лишь в части, которая представляет собой превышение над прежней его стоимостью.