Так постепенно складывалась римская система имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности имуществ, и в настоящее время признанный еще немногими законодательствами (в том числе и российским), лежит в основе этой системы.
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, немногочисленны. Летописи говорят о том, что в то время как у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен (родимичи, вятичи, кривичи) сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака.
Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия. Однако постепенно похищению начинает предшествовать предварительный сговор жениха с невестой. Существовал и такой способ заключения брака, как «покупка» невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой был привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. На другой день после свадьбы родственники невесты приносили приданое.
Отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении жена становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права, скорее, вещного, чем личного характера. При покупке невесты, и особенно заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты, возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками (которые несколько ограничивали власть мужа) и, во-вторых, появлялись первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, но не была неограниченной. На Руси, по-видимому, муж никогда не имел законного права распоряжаться жизнью или смертью своей жены. Однако он мог распоряжаться ее свободой. Например, в летописи Нестора имеется свидетельство, что князья Мстислав и Кисожский Редедя, вступая в единоборство, условились о том, что победителю достанутся имение, казна, жена и дети побежденного.
Развод в тот период осуществлялся свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.
С принятием христианства в России происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. Начинает действовать Номоканон – собрание канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод его с этими дополнениями получил название «Кормчая книга».
Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц». При Петре обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать, его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке (заряде) на случай, если брак не состоится. В дальнейшем это положение получило развитие в Своде законов. Часть 2 ст. 12 Законов гражданских прямо гласит, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок и потому обещание вступить в него может быть не выполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 г. обручение сливается по времени с венчанием.
В 1721 г. православные христиане в России впервые получили возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр хотел поселить пленных шведов в Сибири и, дав им российское гражданство, привлечь к ее освоению. Однако по законам того времени шведы не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим устанавливалось правило (существующее в каноническом праве и в настоящее время), в соответствии с которым христианин другой конфессии вправе был вступить в брак с православным, дав подписку, что не будет обращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии.
В 1744 г. указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен, – гласит указ, – для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно»[2]. В 1830 г. повышается возрастной ценз для вступления в брак: до 18 лет у мужчин и 16 – у женщин.
Для вступления в брак, независимо от возраста жениха и невесты, необходимо было получить согласие родителей (ст. 6 Законов гражданских). Тем не менее, брак, заключенный без родительского благословения, также признавался действительным, но дети (молодожены) лишались права наследовать имущество родителей по закону, если последние их не простили. Лица, состоящие на гражданской или военной службе, обязывались получать согласие на брак со стороны своего начальства (ст. 9 Законов гражданских). За брак, заключенный без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию.
Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Так, приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности выполнять прямые супружеские обязанности.
С 1775 г. брак мог заключаться только в приходской церкви по месту жительства одного из брачующихся при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчавшихся заочно с иностранными принцессами.
Согласно ст. 31 Законов гражданских брак считался недействительным, если был заключен в результате насилия либо один или оба супруга признавались психически несостоятельными. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях кровного или духовного родства или свойства; при наличии другого не расторгнутого брака; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с нехристианами.
Если брак заключался с лицом, не достигшим брачного возраста, предусмотренного светским законом (16 и 18 лет), то юные супруги разлучались до наступления указанного возраста. После этого они должны были выразить свою волю продолжить брак, который признавался действительным. Право требовать признания брака недействительным по данному основанию принадлежало только супругу по достижении им своего совершеннолетия.
Постепенно развод в Российской империи становится все менее свободным. Поводами к нему признавались: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше пяти лет, если оно не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояниям.
Процедура развода в рассматриваемый период была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся судами духовных консисторий и носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решение выносилось судьей на основании формальной оценки доказательств, а не их убедительности, при наличии строго определенных условий, которыми, например, при прелюбодеянии, являлись показания не менее двух или трех свидетелей-очевидцев. Само по себе признание супругом, совершившим прелюбодеяние, своей вины не принималось во внимание, если не было подтверждено формально необходимыми доказательствами. На практике это приводило к многочисленным злоупотреблениям и часто вынуждало к подкупу лжесвидетелей.
В дореволюционной России не было единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство – и светское и каноническое – всегда строилось на основании религиозных правил. Поэтому лица разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. С одной стороны, это свидетельствовало о веротерпимости (гораздо хуже было бы навязывать всему населению империи православные представления о браке), а с другой – настоятельно требовало хотя бы альтернативного единого светского законодательства, допускавшего браки между лицами разных религиозных убеждений и развод в случае взаимного согласия в светском органе и т.д.
Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между супругами регулировался законами Шариата, которые предусматривали в качестве оснований к нему взаимное согласие или волеизъявление мужа в одностороннем порядке, Брак между католиками был нерасторжим, дозволялась только сепарация – судебное разлучение супругов. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли. Протестантская Церковь допускала большую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни». По иудейским, религиозным законам муж мог развестись с женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях.
Личные права и обязанности супругов в Российской империи также претерпевали существенные изменения. Прежде всего, с восприятием европейских форм жизни изменилось положение женщин в обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 г., приобрела более цивилизованные формы. Начиная с 1845 г. муж был уже не вправе подвергать жену физическому наказанию. Насильственное пострижение в монахини также стало невозможным.
Законодатель в этот период все активнее пытался регулировать личные отношения супругов. Местожительство жены определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, в противном случае она водворялась в дом супруга принудительно. Только ссылка мужа освобождала женщину от этой обязанности.