– на наиболее важные виды имущества, например жилые дома и помещения, установлен режим общности.
В ряде стран в условиях признания замужней женщины недееспособной право управления имуществом принадлежит мужу. Но и с признанием замужней женщины дееспособной, за супругом все еще сохраняются значительные преимущества в управлении имуществом и решении материальных вопросов брака (Аргентина, Бразилия, Испания). В этом отношении право Франции представляет собой наиболее смягченный вариант законодательного решения вопроса единоличного управления общим имуществом супругов. Муж управляет общей частью имущества, но наиболее важные сделки может совершать только с согласия жены, а жена управляет собственной, так называемой резервной частью имущества, приобретаемой ею на свою заработную плату.
Отношения супругов по поводу взаимного предоставления содержания урегулированы двояко. В большинстве стран законодательством предусмотрена обязанность мужа содержать жену (Англия, США, Франция, Швейцария). Муж может потребовать от жены предоставления содержания только в случаях, установленных в законе, – болезнь, бытовая или производственная травма, достижение определенного возраста. В других странах, например в Германии, супруги обязаны взаимно содержать друг друга.
Брачным договором регулируются исключительно имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Личные же права и обязанности супругов предметом брачного договора быть не могут. Нельзя, например, установить в договоре обязанность любить друг друга или хранить супружескую верность. В то же время права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных обстоятельств, то есть носить условный характер.
При определении предмета брачного договора необходимо прежде всего четко установить, о каком имуществе идет речь. Чаще всего под ним подразумеваются отдельные вещи или их совокупность. В семейном праве большинства стран имущество, нажитое супругами во время брака, представлено обширным перечнем[6].
Помимо вопросов, связанных с изменением правового режима имущества, в содержание брачного договора могут быть включены и другие положения, как-то:
– определение прав и обязанностей по взаимному содержанию;
– способы участия в доходах друг друга;
– порядок несения семейных обязанностей;
– определение того имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака. В данный перечень национальные законодательства позволяют включать любые положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Объем брачного договора (количество и содержание условий) определяется самими супругами. Он может состоять и из одного пункта, например, устанавливать режим долевой собственности на имущество, нажитое супругами в браке. Поскольку такой договор является разновидностью двусторонней сделки, он подчиняется правилам, общим для всех видов сделок: здесь должна быть выражена единая воля супругов. В то же время брачный договор должен соответствовать обязательным для сторон требованиям, установленным национальным законом. Он не может:
– ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, право на обращение в суд за защитой своих прав;
– регулировать личные неимущественные отношения между супругам, права и обязанности супругов в отношении детей;
– ограничивать право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;
– содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного закона.
Брачный договор можно изменить или расторгнуть в любое время по соглашению сторон. Соглашение совершается в той же форме, что и брачный договор. Изменение или расторжение договора в одностороннем порядке не допускается.
Действие брачного договора заканчивается с момента прекращения брака, за исключением тех обязательств, которые предусмотрены договором на последующий период или по истечении установленного срока (например, супруги заключили договор на 10 лет).
1.2. Брачный договор и его место в системе юридических фактов семейного права и источников правового регулирования
Договор – одна из наиболее древних правовых конструкций.
Развитие различных форм общения между людьми предопределило необходимость использовать предложенные законодателем или создавать самим правовые модели такого общения, которыми стали, в частности, договоры (контракты).
Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного гражданского права, стала проявляться в последние годы и в современной России, где она в первую очередь связана с коренной перестройкой экономической системы страны. Ключевое значение для такой перестройки имело признание права частной собственности, сужение до необходимых пределов государственного регулирования хозяйственной сферы, установление свободы выбора контрагентов и реализация других основ нового гражданского законодательства.[7] (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Применение Договоров на протяжении нескольких тысяч лет объясняется тем, что они являются гибкой правовой формой, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. Основное назначение договора – регулирование в рамках закона поведения людей путем указания на его возможные и должные пределы, а равно на последствия нарушения соответствующих требований.
Относительно значимости закона и договора высказываются три точки зрения, сторонники «волевой теории» полагают, что договор как волевой акт контрагентов – первоисточник, а закон лишь восполняет или ограничивает их волю. Сторонники «приоритета закона» исходят из того, что договор обладает лишь производным от закона правовым эффектом. И, наконец, приверженцы «эмпирической теории» полагают, что воля сторон сознательно направлена на достижение конкретного экономического эффекта, при этом последствия договора мыслятся как такие средства его осуществления, о которых стороны могут не иметь или часто не имеют ясного представления[8].
Что же представляют собой гражданско-правовые договоры?
В римском праве договоры (contraktus) рассматривались:
а) как основание для возникновения правоотношения, б) как само правоотношение, и, наконец, в) как форма, которую принимает соответствующее правоотношение. Contraktus происходит от глагола contrahere, что значит стягивать. Соответственно термин «contractus» в известной мере адекватен понятию «правоотношение». И только после разделения оснований возникновения обязательств на договоры и деликты contractus стал рассматриваться как снабженное иском conventio (соглашение) в отличие от такого же соглашения, лишенного защиты (pactum)[9].
В словаре В.И. Даля слово «договор» трактуется как «уговор, взаимное согласие». На деловом языке, отмечается там же, договором называются предварительные условия или частное обязательство[10], а в советской и постсоветской юридической литературе весьма последовательно развито многопонятийное представление о договоре. Так, О.С. Иоффе, признавая договор соглашением двух или нескольких лиц о возникновении, изменении или прекращении гражданских правоотношений, отмечает: «Иногда под договором понимается самое обязательство, возникающее из такого соглашения, а в некоторых случаях этот термин обозначает документ, фиксирующий акт возникновения обязательства по воле всех его участников»[11].
Аналогичную позицию занимает и Н.Д. Егоров. «Под договором, – подчеркивает он, – понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения»[12].
Договор в его первом значении – основания для возникновения прав и обязанностей – является ступенью в классификации юридических фактов. Соответственно он должен отвечать основополагающим признакам последних (имеется в виду способность порождать права и обязанности)[13]. С указанной точки зрения договор может быть поставлен в один ряд с односторонними сделками, деликтами, административными актами, юридическими поступками и др.
Наряду с гражданско-правовыми существуют договоры, которые используются за пределами указанной отрасли. Все они являются соглашениями, направленными на возникновение прав и обязанностей, которые составляют в совокупности правоотношение, порожденное соглашением.
В Основах гражданского законодательства 1991 г. (п. 3 ст. 1) предусмотрено, что к семейным, трудовым отношениям, представляющим товарно-денежные и иные построенные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными неимущественные отношения, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответствующими отраслями (семейным, трудовым правом). Тем самым был закреплен принцип субсидиарного применения гражданско-правовых норм к указанным отношениям.
Гражданский кодекс (п. 3 ст. 2) относит к имущественным отношениям, находящимся за пределами гражданского права, только отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (например налоговые).
До последнего времени вопрос о соотношении семейного и гражданского права затрагивал весьма узкий круг вопросов, лежащих за пределами законодательства о договорах. Однако Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) ввел институт брачного договора. Первое упоминание о нем содержится в ст. 256 ГК, которая признает собственность супругов общей, если договор между ними не устанавливает иной режим этого имущества. Данный договор представляет собой соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов), которое определяет их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения (ст. 40).