Недостаточно урегулирована с точки зрения законодательства деятельность средств массовой информации. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации"[16] подлежит тщательной переработки и изменениям. В настоящее время фактически отсутствует определение места и роли средств массовой информации в жизнедеятельности общества и государства. Еще в советское время отмечалась необходимость использования средств массовой информации в правоохранительной деятельности: "Особо важное значение имеет создание атмосферы нетерпимости к пьяницам и самогонщикам, что требует проведения длительной, систематической, кропотливой, воспитательной работы … в печати, кино, по радио и телевидению … учитывая, что эти меры дадут результат лишь в сочетании с мероприятиями по устранению причин и условий этих явлений, а также правонарушений и преступлений, как правило, связанных с пьянством"[17]. Проводились различные исследования средств массовой информации по различным направлениям[18]:
Взаимодействие субъектов предупреждения преступлений со средствами массовой информации; [19]
воздействие средств массовой информации в отдельных направлениях предупреждения преступлений; [20]
возможности средств массовой информации в воздействии на причины, условия совершения преступлений; [21]
изучение различных последствий воздействия средств массовой информации; [22]
виктимологический аспект массовой информации. [23]
В зависимости от подаваемой информации и способа ее подачи и различаются результаты воздействия средств массовой информации. Они могут быть как положительными, так и отрицательными[24].
Так например, более 20% опрошенных лиц, занимающихся проституцией указали, что большое воздействие на них оказала та пропаганда, которая ведется в средствах массовой информации, даваемая ими положительная информация о проституции,[25] реальные масштабы которой не берутся измерить даже государственные органы. [26]
Развитие информационных технологий также требует внесения корректив в правовые акты. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации[27] (курсив мой – С. В). Однако закон "О средствах массовой информации" не определяет конкретный отрезок времени, осуществление которого будет означать "периодичность распространения информации", что в свою очередь оставляет открытым вопрос об отнесении к средствам массовой информации, так называемых, "электронных средств массовой информации" - то есть средств массовой информации размещаемых в сети ИНТЕРНЕТ - именно как иных форм периодического распространения массовой информации. "Бумажное" издание, распространяемое через торговые точки, не задержится на прилавке более месяца. "Электронное" же издание, может находиться в сети год и более, соответственно в качестве периода времени, за который происходит обращение к информации, а значит и ее распространение, может выступить промежуток времени как раз в минуту, так и раз в год, в зависимости от характера информации. Кроме того, в качестве еще одного признака средства массовой информации выступает тираж – количество периодического распространения – тысяча и более экземпляров. [28] Однако, на информацию, хранящуюся в базе данных одного компьютера может указывать различное количество гипертекстовых ссылок[29]. Представляется целесообразным учитывать именно признак неограниченности распространяемой информации и упомянуть электронные средства массовой информации в "Законе о средствах массовой информации", внеся необходимые изменения в данный закон, как плотно вошедшую в повседневную жизнь форму представления информации.
Многие другие положения Закона "О средствах массовой информации" также являются довольно размытыми. Так, статья 3 данного закона запрещает цензуру массовой информации, понимая под цензурой требование предварительного согласования редакцией средства массовой информации сообщений и материалов с должностными лицами, государственными органами, организациями, учреждениями или общественными объединениями (за исключением случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), но статья 26 закрепляет главного редактора в качестве основного цензора, без разрешения которого продукция средства массовой информации не может быть распространена. Не вдаваясь в подробности вопроса о цензуре, следует отметить, что если нет необходимости в изменении статьи 3 данного закона, то следует разработать обязательные для выполнения главным редактором средства массовой информации требования и рекомендации, предъявляемые к распространяемой массовой информации, не посягающие на свободу массовой информации, но призванные не допустить злоупотребление свободой массовой информации запрещаемое статьей 4 данного закона[30]. Требует уточнения и статья 58 закона, определяющая ответственность за ущемление свободы массовой информации – то есть "воспрепятствование в какой бы то ни было форме (выделено мной – С. В) со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов…"[31]. Таким образом, в законе фактически уравнены воспрепятствование законной деятельности журналиста путем принуждения или угроз –деяние предусмотренное статьей 144 УК РФ и решение суда о прекращении деятельности редакции средства массовой информации, в связи с его финансовой несостоятельностью (банкротством), все это будет являться ущемлением свободы массовой информации. Статья 15 закона "О средствах массовой информации" устанавливает только 4 случая, в которых свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным и не подлежит расширительному толкованию, хотя статья 16 тут же предусматривает автоматическую недействительность свидетельства, в случае прекращения судом деятельности средства массовой информации. Целесообразно по мнению автора дополнить статью 15 пунктом 5 следующего содержания "5) в случае прекращения деятельности средства массовой информации в порядке предусмотренном статьей 16 настоящего Закона".
Требуют также изменения и статьи закона "О средствах массовой информации" устанавливающих правомочия журналиста. Так, пункт 9 статьи 47 "Права журналиста" предоставляет журналисту право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Автор полагает, что журналист, не имея специального образования, не может в силу объективных обстоятельств дать правильную оценку материалам из различных сфер общественной жизни – финансовой, экономической, правовой[32] и т.д. Статья 49 "Обязанности журналиста" пунктом 2 обязывает журналиста проверять достоверность сообщаемой им информации, однако реальный механизм ответственности за нарушение статьи 51 "Недопустимость злоупотребления правами журналиста" не допускающей "…использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений…" четко не определен. Автор считает целесообразным обязать журналиста не к обязательной проверке распространяемых сведений, а к распространению только достоверных сведений, с указанием степени их достоверности. Вызывает много вопросов и порядок освещения средствами массовой информации чрезвычайных ситуаций, что особенно было видно во время захвата заложников в г. Москве. На момент написания диссертации готовятся поправки в законы "О средствах массовой информации" и "О борьбе с терроризмом".
Следует осветить также правовые проблемы касающиеся такого объекта уголовно-правовой охраны как государственная и коммерческая тайна. Тер-Акопов[33] приводит следующие типичные ситуации, неопасные по существу, но формально содержащие признаки состава преступления:
Разглашенное сведение утратило тайность, либо в связи с официальным разглашением, либо в связи с дезавуированием его по другим каналам; [34]
Запретность разглашения сведения установлена закрытым приказом МО РФ, что противоречит ст.15 Конституции РФ "Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если не опубликованы официально, для всеобщего сведения". Иногда, привлекаемые к ответственности лица бывают не ознакомлены с данным приказом;
Разглашение сведений противоречит иному, более важному интересу. [35]
Отсутствие или ненадлежащее исполнение существующего порядка ответственности, за нарушения, как общего законодательства, так и законодательства в сфере информационных отношений.