Смекни!
smekni.com

Причины совершения преступлений в сфере информационных технологий (стр. 1 из 6)

Преступность – это социально-правовое исторически изменчивое массовое явление, слагающееся из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве преступлений, имеющих количественные и качественные показатели[1]. В повседневной жизни преступность проявляется как в форме отдельного преступления, так и в форме группы преступлений, совершенных определенным контингентом лиц. В целом преступность допустимо рассматривать как особо опасные разновидности поведения, отклоняющегося от признаваемого нормой, за которое установлена уголовная ответственность ("Nullumcrimensinelege" – нет преступления без указания в законе). Основной причиной преступности считается несовершенство человека, равная предрасположенность его как к добру, так и к злу. Соответственно, человеческое поведение может колебаться от некой срединной линии, признаваемой нормой поведения, как в сторону запрещенного законом, под страхом наказания, так и от него. В любом случае возможны различные проявления девиантного поведения.

Н.Ф. Кузнецова под причинами и условиями преступности понимает систему социально-негативных явлений и процессов, которые детерминируют преступность как свое следствие[2]. Однако, мы полагаем, что следует учитывать всю совокупность факторов, порождающую преступления. Например, разработка ЭВМ и повсеместная компьютеризация не является негативным моментом, скорее наоборот, однако в силу ряда условий, применение компьютера может быть как причиной, так и условием совершения преступления. Под причинами и условиями преступности следует понимать такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение,[3] то есть обуславливают криминогенную детерминацию преступности. Криминогенная детерминация объединяет в себе как причинность, так и обусловливание преступности, а также сопутствующие, необходимые и достаточные условия[4].

Принято выделять три уровня причин по степени абстрагирования: 1. психологический (индивидуальный) – причины совершения преступлений конкретным человеком; 2. социологический (общественной системы) – социальные, экономические, политические и духовные недостатки общественной системы, вызывающие преступность, их взаимосвязь; 3. философский (общества в целом) - негативные явления в человеческом обществе в целом. По виду отношений, которые порождают причины преступности, выделяют: юридические, экономические, социальные, нравственное состояние общества.

К условиям, способствующим совершению преступлений, относятся те обстоятельства объективной реальности, которые могут способствовать возникновению желания совершить преступление. Это может быть недостаточная работа различных правоохранительных органов или органов власти. Однако наличие или отсутствие условий не является детерминирующим фактором для совершения преступлений[5]. Несомненно, условия проще выявить и устранить, кроме того, действующее законодательство предусматривает и закрепляет обязанность правоохранительных органов вскрывать по каждому уголовному делу причины и условия, способствующие совершению преступления и вносить представления об их устранении. [6]

Также не следует забывать о самодетерминации преступности - порождением совершенными преступлениями новых[7].

Информационная преступность является составной частью общей преступности и неотделима от нее, а значит, порождается и специфическими причинами, и общими.

На начало 90-х годов приходится резкий рост преступности, отмечаемый и теоретиками и обывателями. Этот период характеризуется факторами развала СССР со всей его системой социального контроля. В СССР очень большое воздействие на преступность оказывалось различными социальными институтами (школа, различные организации и др.). Распад существующих социальных механизмов явился своеобразным "итогом" завершения тоталитарного контроля личности, повлек рост уровня недостаточной социализации граждан, усилил объективно существующие противоречия в обществе. Вместо идей гуманизма, повсеместно внедрялся принцип "ты - мне, я – тебе", были разрушены (и до сих пор не определены на государственном уровне) идейные, политические и духовные ориентиры. Ослабло правовое воспитание населения, произошло ослабление правоохранительных органов, работа законодательных органов оставляет желать лучшего (Государственная Дума Российской Федерации уже приняла почти в 8 раз больше законов, чем было принято в СССР, в новый Уголовно-процессуальный кодекс еще до вступления его в силу была внесена 81 поправка[8], под реализацию принимаемых законов не выделяется достаточно средств).

Кроме того, начало 90-х годов является своеобразной отправной точкой, с которой исследователи связывают проявление квалифицированных преступлений в сфере информационных технологий и возрастание степени их угрозы информационной безопасности Российской Федерации[9].

Рассмотрим основные причины информационной преступности. автор считает, что наиболее полезным будет рассмотрение комплекса причин в зависимости от отношений, их порождающих.

Правовые причины:

Отсутствие или недостаточное правовое регулирование как формирующихся, так и сформировавшихся общественных отношений в сфере информационных технологий[10].

Недостаточная правовая урегулированность иных общественных отношений, являющаяся одним из основных факторов существования социально-экономических причин преступности в сфере информационных технологий;

Как было отмечено ранее, информационные отношения в России находятся в стадии формирования, законодательство об информационных отношениях затрагивает в основном общие вопросы, лишь некоторые отрасли урегулированы в достаточной степени (государственная и иные виды тайн). Между тем, информационный обмен может осуществляться на следующих уровнях:

Межличностный;

Общественный;

Государственный.

По степени урегулированности законодательством, информационные процессы можно разделить на:

Законные;

Противозаконные;

Не урегулированные законодательством.

До начала 90-х годов большинство информационных процессов регулировалось социальными институтами тоталитарного общества, основы межличностного обмена информацией закладывались на уровне семьи, школы, комсомольских и иных организаций. Тоталитарные органы контроля тщательно фильтровали информацию направляемую в общество и особо тщательно следили за информационным представлением государства. В период развала СССР и его системы социального контроля, по не совсем понятным причинам был провозглашен лозунг из теории государства и права "что не запрещено законом, то разрешено". В условиях недостаточности правовых запретов данная посылка повлекла различные неблагоприятные последствия, которые еще не выявлены в полной мере.

Базовые законы, принятые в переходный период: "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном обмене", "О государственной тайне", "О средствах массовой информации" и другие требуют доработок и изменений. К настоящему времени готовятся следующие законопроекты: "Об информации персонального характера" - два законопроекта в связи с принятием в 1999 году модельного Закона МПА СНГ "О персональных данных"; "Об электронной торговле" - два варианта; "О предоставлении электронных финансовых услуг" - два варианта; "О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках)"; "Об электронном документе" - два варианта"; "Об отраслевой Академии криптографии Российской Федерации"; "О праве на информацию в Российской Федерации" ("О праве доступа к информации"); "О коммерческой тайне"; "О служебной тайне". Особый интерес представляют два законопроекта "Об информационно-психологической информации" и "Об обеспечении безопасности психосферы человека"[11]. Таким образом, принимаются попытки закрепить предмет правового регулирования с целью частичной нейтрализации двух угроз в сфере информационной безопасности предусмотренных Доктриной информационной безопасности Российской Федерации 9 сентября 2000 года N ПР-1895[12]: конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; а также информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации. Однако, угрозы развитию отечественной индустрии информации и безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России фактически остаются нерешенными.

Анализ законодательства Российской Федерации, показывает отсутствие предмета правового регулирования в вопросах индивидуального, группового и общественного сознания и, как следствие, отсутствие правовых актов устанавливающих ответственность за данные деяния. Кроме того, в настоящее время на территории России не все информационные ресурсы и информационные системы отвечают требованиям к ним, предъявляемым Всемирной торговой организацией[13]. Хотя следует заметить, что имеются потенциальные способности для развития индустрии информации в государстве, совершения определенных технических разработок в данной сфер. Однако, вследствие ненадлежащего противодействия угрозам информационной безопасности указанных ранее, различные технические новинки могут использоваться как в законных целях, так и в противозаконных. В качестве положительного примера можно привести разработку Институтом микропроцессорных вычислительных систем РАН микропроцессора "ЭЛЬБРУС-2000", превосходящего по показателям западные аналоги в 3-5 раз и перспективную разработку микропроцессора "ЭЛЬБРУС-2002", работы над которым ведутся в данное время. [14] В качестве отрицательного – создание инженером Петровским подпольного телефонного коммутатора, позволяющего осуществлять звонки из любого города мира в любую точку, с переадресацией счета, как исходящего абонента, так и принимающего на любой номер[15].