Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.
Сообщение в эфир – это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.
При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.
Сообщение по кабелю – это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.
Самостоятельным правом является право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Выведение права на доведение произведения до всеобщего сведения в отдельное правомочие связано прежде всего с развитием сети «Интернет».
Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения. А так же его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя.
К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения. Оно также подразумевает право автора давать разрешения на переработку своего произведения другим лицам.
Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Гражданский кодекс выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации.
Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с котором создан проект. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализации соответствующего проекта.
Данное право в отличии от вышеперечисленных имущественных авторских прав в силу его природы не может быть передано другому лицу.
Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного имущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.
В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвуют галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.[25]
Право на вознаграждение за использование служебного произведения возникает в случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет его использовать или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора судом.[26]
1.2.4.Понятие и сущность смежных прав.
Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related).
Смежные права – исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием.
Однако, исполнитель концерта, так же как и производитель, компакт диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. Следовательно, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.
Стоит отметить, что производители звукозаписей могут пользоваться охраной, даже если то, что они записали, не является произведением. Знак охраны смежных прав - оповещение производителя фонограммы и исполнителя о своих исключительных смежных правах. Знак охраны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из:
- буквы "Р" в окружности (англ.Phonorecord);
- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
- года первого опубликования фонограммы.[27]
Обладателями смежных прав являются:
- исполнители,
- производители фонограмм,
- организации эфирного и кабельного вещания.
Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.[28]
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.
Кроме того, исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов.
К наследникам исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.
Автор – субъект авторского права.
Автором может быть только физическое лицо/лица (соавторство), творческим трудом которого создано произведение.
Имущественные права, в том числе авторские, входят с состав наследства и переходят к наследникам в объеме и на срок, определенные Законом.
Условия о передаче неисключительных имущественных авторских прав содержатся обычно в авторском договоре.
Автор может заключить договор с авторским обществом. Авторское общество от собственного имени представляет интересы ряда авторов и иных правообладателей, выдает лицензии на использование произведений указанных авторов пользователям и собирает с последних авторское вознаграждение.[30]