ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ
Все эти процессы, происходящие в английском обществе, образовывают предпосылки к началу XIII в. для перехода, и становления в будущем, к новой форме феодального государства, а именно – монархии с сословным представительством. Хотя укрепившаяся к этому времени королевская власть ещё не проявляла желания привлекать к решению государственных вопрос представителей господствующих сословий. И даже напротив, при наследниках Генриха II, которые вели неудачную внешнею политику, возрастают крайние, резкие проявления власти монарха. Возрастает административный и финансовый произвол, как самого короля, так и его двора. И как результат признание права сословий участвовать в решении важных политических, финансовых и пр. вопросов происходит на фоне острых конфликтов социально-политического характера. Конфликты были выражены в своеобразном движении за ограничение различных злоупотреблений короны. Во главе движения стояли крупные землевладельцы, которых периодически поддерживали рыцари и фригольдеры, недовольные чрезмерными налогами, переходивших зачастую в поборы, и вымогательством чиновников короля. Социальный характер антикоролевских выступлений был особенностью политических противоречий XIII в., в сравнении с баронскими мятежами, вспыхившами на протяжении XI-XII вв. И не случайно, что эти мощные, поддерживаемые большой частью населения, выступления приводили к принятию документов, имевших для Англии большое историческое значение.
Важнейшими событиями этой борьбы явились конфликт 1215, приведший к принятию Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., результатом которой стало образование парламента.
Великая хартия вольностей (Magna Carta) 1215 года была принята в результате выступления баронов и поддержавших их рыцарей и городов против короля Иоанна Безземельного. Этот документ официально считается первым конституционным актом. Однако историческое значение Хартии может быть оценено только с учётом реальных условий развития Англии в конце XII - XIII вв. Закрепившая требования и интересы разнородных порой даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия явилась противоречивым документом. Однако она не выходила за пределы феодального соглашения между королём и противостоящей ему верхушкой.
Хотя в целом же Хартия 1215 года была обширным политическим документом того времени, состоявшая из 63 статей. Сам текст Хартии был составлен на латинском языке без разделения на статьи и не имел чёткой, структурной системы изложения. Этот документ является, прежде всего, списком требований, выдвинутых оппозицией в ходе конфликта и утверждённых короной в качестве вынужденной меры.
Большая часть статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремиться ограничить произвол короны в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи (ст. 2-11 и др.) регламентируют порядок опеки, получение рельефа, взыскание долга и т.п. К примеру ст. 2 устанавливала определение суммы рельефа с вассалов в зависимости от размера владения, переходящего по наследству. А ст. 4 говорила, что ленный опекун должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Отдельные статьи устанавливали уступки крупным феодалам, к примеру, ст. 44, 47, 48 в которых говориться о заповедных королевских лесах и реках. Так же баронам и рыцарям она обеспечивала наследственное обладание их феодами и уплату умеренных вассальных платежей ″согласно обычаю″. Так же Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемлённые в результате расширения королевской юрисдикции. Так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трёх случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, на свадьбу старшей дочери от первого брака.
В целом же, не смотря выраженный ″баронский″ характер Хартии, все её положения можно условно разделить на те статьи, которые выражают интересы только баронов, и статьи, выражающие интересы всех свободных. Однако на основе более детального изучения содержания статей их можно разбить на три основные группы ″(Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы):
1) статьи, отражающие материальные интересы различных социальных слоёв (2- 13, 15, 16, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 43, 44, 46, 47, 48, 60);
2) статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на местах (17, 18, 19, 20, 21 ,22, 23, 24, 25, 28, 31, 32, 34, 36, 38, 39, 40, 42, 45, 54);
3) статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти, так называемые конституционные статьи (12, 14, 61)″[1].
Конечно, любая группировка условна и имеет недостатки. В любом случае возникают трудности с определением точного места ряда статей. Кроме того, за рамками данной классификации остаётся некоторое количество статей, не подпадающих под указанные выше критерии (1, 49, 50, 51, 52, 52, 55, 56, 57, 58, 59 62, 63).Они содержат либо самые общие, декларативные, либо временные положения, касающиеся процессуальных форм, гарантий, сроков поведения предписаний Хартии в жизнь. Такие временные и вспомогательные положения обычно сопутствуют любому ″мирному договору″.
Хартия открывается и завершается статьями, провозглашающими свободу английской церкви и пожалование свободным людям королевства указанных в Хартии прав и вольностей (ст. 1, 63). Первоочередное упоминание о церкви вполне естественно: взаимоотношения с церковью были больным вопросом для королевской власти, к тому же события 1213-1215 гг. развивались на фоне конфликта короля Иоанна Безземельного и римского папы и архиепископа Ленгтона. В ст. 1 содержится косвенное указание на Хартию 1214 г., в которой Иоанн гарантировал церкви ″свободу выборов″ церковных должностных лиц.
Очень важным для анализа Хартии является в этих статьях указание на тот круг лиц, которому пожалованы перечисленные в Хартии вольности. В ст. 1 говорится о ″всех свободных людях королевства″, а в ст. 63 – даже просто о ″людях королевства″. Такая широкая формулировка обусловила впоследствии ту лёгкость, с какой этот типично феодальный документ был приспособлен к потребностям буржуазной эпохи. Применительно же ко времени появления Хартии 1215 г. Эта формулировка скрывает в себе двоякий смысл. Прежде всего, она, как и английское общее право того периода, исходит из принципа ″исключения вилланства″. Крепостные исключались из предусмотренных общим правом привилегий в отношении свободных. Таким образом, термины ″свободный человек″ и даже просто ″люди королевства″ совершенно естественно для феодального права отстраняли от перечисляемых прав основную массу населения – крепостное крестьянство.
Вместе с тем, термин ″свободный человек″, взятый сам по себе, в условиях Англии XIIIв. имел действительно широкое содержание. Специфика отношений фригольда способствовала тому, что английское общее право, в отличие от континентального, было лишено сословной определённости. Внутри свободных, будь то феодал, свободный то крестьянин или горожанин, оно формально не делало различий, предоставляя всем группам свободных, опять-таки формально, одинаковый правовой статус. Правда, в Великой Хартии в одном месте упоминается виллан, а термин ″свободный человек″ зачастую имеет различное содержание, но это относится уже к специфике отдельных положений Хартии.
Вместе с тем некоторые постановления Хартии защищали и интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов. В отношении рыцарей в Хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю.
Хартия подтверждала и древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в неё, вести торговлю без каких-либо стеснений. В Хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов. Свободным крестьянам было обещано не обременять непосильными поборами.
В первой группе статей основное место занимают материальные требования непосредственных вассалов короны, которые в основной массе являлись крупнейшими феодалами – баронами. Эти требования почти без изменений воспроизводят соответствующие положения Баронских статей, однако в гораздо более детализированной и систематизированной редакции. В этих статьях определяются взаимные права и обязанности короля как сеньора и его непосредственных вассалов, связанные с поземельными отношениями. Они направлены против злоупотребления Иоанна своими правами сюзерена, против нарушений феодального обычая. В поисках источников финансовых поступлений Иоанн Безземельный ввёл новую практику сбора рельефов с коронных вассалов: обеспечением уплаты рельефа служила вся земля вассала, подлежащая конфискации в случае невыполнения соглашения. Часто конфискации подвергались земли непосредственных вассалов короля, уклонявшихся от военной службы. Всё это рассматривалось баронами как нарушение феодального обычая и предшествующих хартий английских королей.
Статьи 2, 3 регулируют отношения наследования и уплату рельефа, причём в Хартии впервые в истории Англии фиксируется сумма ″справедливого рельефа″. Ст. 4, 5, 37, 46 касаются феодальной опеки, ст. 6 – женитьбы наследников, ст. 7, 8 охраняют права вдов крупных феодалов. Ст. 9, 10, 11 и 26 регулируют вопросы уплаты долга королю, причём ст. 10 и 11 отражают факт широкой задолженности феодалов ростовщикам евреям. Ст. 12 указывает на три обязательных вида феодального вспомоществования, которые вассал, согласно обычаю, был обязан выплачивать сеньору, и настаивает на умеренности такого пособия.