Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование рекламной деятельности 2 (стр. 2 из 7)

Понятие «рекламопроизводитель» практически не изменилось, а вот понятие «рекламораспространитель» изменилось в сторону его упрощения и включения в него всех лиц, осуществляющих распространение рекламы любым способом , в любой форме и с использованием любых средств.

Понятие «потребитель рекламы» изменилось в связи с изме­нением понятия самой рекламы, а именно - ее цели. Теперь по­требители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама, в отличие от лиц, до сведения которых доводилась реклама, как это было прописано в старом законе. Новое понятие заметно «уже» прежнего, так как обычно реклама доводится до очень широко­го круга лиц, в то же время практически все рекламные продук­ты ориентированы на ту или иную аудиторию, например, домо­хозяйки, автолюбители, садоводы и т.д.

Теперь в случае необхо­димости определения того или иного отношения к определен­ной рекламе ее потребителей (например, при спорах, связанных с рекламой «зонтичных» алкогольных брэндов) необходимо бу­дет проводить опросы общественного мнения именно в тех группах населения, на привлечение внимания которых направ­лена такая реклама.

Новый закон вводит понятия новых субъекта и объекта рек­ламной деятельности: спонсор и спонсорская реклама.

Спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, созда­ния и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на усло­вии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Ранее все вопросы, связанные с размещением спонсорской рекламы, решались в общем порядке, хотя по социальной значи­мости такая реклама существенно отличалась от остальной. Дело в том, что создание многих телевизионных передач, проведение или трансляция большинства спортивных и культурных меропри­ятий либо вообще не финансируется из государственного бюдже­те, либо финансируется частично, поэтому привлечение средств спонсоров для деятелей культуры и спорта является одним из единственных способов осуществлять свою деятельность и доносить ее плоды до широкой аудитории.

Старый закон «О рекламе» только вводил понятие спонсорства (ст. 19), но далее это понятие не находило никакого примене­ния на практике, закон только ограничивался распределением ролейспонсора и спонсируемого (рекламодатель и рекламораспространитель) и закреплением правила, согласно которому спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

При создании нового Закона были учтены чаяния деятелей культуры и спорта, и спонсорская реклама получила ряд префе­ренций, в первую очередь в области ограничений на размеще­ние рекламы. Так, согласно части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 прерывание теле или радиопрограммы или теле или радиопе­редачи рекламой должно предваряться сообщением о последу­ющей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. Частью 5 этой же статьи и частью 4 статьи 15 дли спонсорской рекламы сделано исключение в запрете на прерывание рекламой религиозных теле- и радиопередач и теле- и радиопередач продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Частью 9 статьи 15 для размещения спонсорской рекламы в радиопередачах предусмотрены большие лимиты, нежели для иной рекламы.

Новый Закон ввел понятие социальной рекламы. В старом за­коне понятие социальной рекламы использовалось, но в полной мере не раскрывалось, хотя в законе (как, впрочем, и в новом) со­циальной рекламе была отведена отдельная статья. В качестве от­личительного признака социальной рекламы признавалось то, что она представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.

Также Законом дана расшифровка используемого в нем по­нятия антимонопольного органа - это федеральный антимоно­польный орган и его территориальные органы.

Несколько изменилось понятие законодательства Россий­ской Федерации о рекламе. Как и прежде его составными частя­ми являются федеральные законы, принятые в соответствии с новым Законом «О рекламе», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые ак­ты Правительства Российской Федерации. Но из их числа исчезли нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти. Это означает, что любые ведомственные норма­тивные акты, ограничивающие участников рекламного рынка в их правах, не будут иметь силы до их утверждения Правитель­ством или Президентом.


1.3. Общие требования к рекламе

Самым существенным правкам закон «О рекламе» подвергся в области общих требований к рекламе. Ранее статья закона, со­держащая общие требования к рекламе, содержала в себе ряд ограничений, налагаемых на рекламу, и ряд указаний на необхо­димость размещения в рекламе определенных сведений. От­дельно приводились перечни признаков, по которым рекламу следует признать недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной или скрытой. При этом все перечисленные ви­ды рекламы не допускались.

Теперь перечень основных требований состоит из трех частей:

1.Признаки, по которым рекламу следует признать недобросовестной.

2.Признаки, по которым рекламу следует признать недостоверной.

3. Иные общие ограничения, налагаемые на рекламу.

Из нового закона исчезли требования о необходимости указа­нии в рекламе номера лицензии и органа ее выдавшего, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, а также указания на обязательность сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации. Данные требования не приносили никакой практической пользы, поэтому были исключены из текста нового Закона.

К защите этических норм следует отнести следующие запреты: реклама не должна побуждать к совершению противоправ­ных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируе­мыми товарами, или осуждать таких лиц; в рекламе не допускается пользование бранных слов, непристойных и оскорбитель­ных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного)наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Если сравнивать меры защиты этических норм в новом и старом законах, то нетрудно заметить, что из нового исчезли запреты на употребление в рекламе бранных слов, непристой­ных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в отношении религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц, осталась только защита религиозных символов. Данное изменение позволит рекламодателям и рекламопроизводителям более вольно обходиться с объектами тех или иных убеж­дений граждан, в том числе религиозных, ведь защита религиозных символов и религиозных убеждений - это не одно и то же. Если в качестве примера взять известный карикатурный скандал, то, ис­пользовав в рекламе скандальные карикатуры (по крайней мере часть их), рекламораспространитель не совершит нарушения, по­скольку в большинстве из них не используются религиозные симво­лы. В данном случае налицо победа сторонников расширения сво­боды слова в отношении как религиозных, так и иных убеждений.

Исчезновение в новом Законе статьи, запрещающей заведо­мо ложную рекламу, объясняется просто: любая заведомо лож­ная реклама является недостоверной, понятие и признаки кото­рой подробно раскрываются, и, соответственно, не допускается.

Понятие скрытой рекламы, равно как и ее запрет не исчезли полностью из нового закона, а почти в неизменном виде были включены в перечень запретов, содержащихся в основных требо­ваниях к рекламе.

Перечень признаков недобросовестной рекламы в новом за­коне претерпел ряд существенных изменений.

Во-первых, запрет на введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара полностью отнесен Зако­ном к недостоверной рекламе (что, в общем-то, логично).

Во-вторых, появился запрет на нарушение антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 не­добросовестной признается та реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонополь­ным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона РСФСР от 22 мар­та 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополис­тической деятельности на товарных рынках» не допускается не­добросовестная конкуренция, в том числе:

а) распространение ложных, неточных или искаженных све­дений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

б)введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

в)некорректное сравнение хозяйствующим субъектом проводимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

В-третьих, впервые в российском законодательстве вводится запретна использование так называемых «зонтичных» брэндов. Их применение представляет собой рекламу товаров, рекламирование которых жестко ограничено тем или иным законом, - по средством другого товара, имеющего с ним тождественные или сходные до степени смешения средства индивидуализации: название, логотип, форму упаковки или тары и тому подобное. Потребитель в большинстве случаев, видя или слыша подобную рекламу, относит ее не к тому товару, который формально реклами­руется, а к тому, реклама которого данным способом, в данное время или в данном месте запрещена, и прорекламировать кото­рый фактически и хотел рекламодатель.