МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)
Тихоокеанский институт политики и права
Факультет права (Заочный факультет)
Кафедра Государства и права
Специальность 030501 «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Истории отечественного государства и права
Русская Правда и Псковская судная грамота –
сравнительный анализ
Выполнила: студентка гр. Ю14В
Продан Анастасия Сергеевна
Научный руководитель: К.и.н., доцент,
Кочубей Ольга Ивановна
Дата защиты______________________
Оценка___________________________
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ______________________________________________Стр. 3-4
II. Основная часть:
ГЛАВА I. Основные характеристики Русской Правды и Псковской судной грамоты
§ 1. Источники и редакции Русской Правды и Псковской судной грамоты___________________________________________________Стр. 5-8
§ 2. Правовое положение социальных групп по Русской правде и Псковской судной грамоте_____________________________________________Стр. 8-13
ГЛАВА II. Развитие отраслей права в Русской Правде и Псковской судной грамоте
§ 1. Развитие гражданского, семейного и наследственного права__Стр. 13-30
§ 2. Уголовно-правовые нормы и становление системы наказаний _Стр. 30-34
§ 3. Развитие процессуальных правовых норм. Формирование системы доказательств______________________________________________Стр. 34-39
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________Стр. 40-41
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ___________Стр. 42-43
Введение
Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда - первый, дошедший до нас, письменный свод русского права.
До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на две основных редакции: Краткую и Пространную.
Внешняя форма памятника, переработка отдельных статей в смысле обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям - все это не оставляет сомнения в том, что Правда - это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев в нее вошли записи отдельных судебных решений, княжеские уставы, или уроки, заимствованные из Византии правовые нормы.
Псковская Судная грамота - крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Период феодальной раздробленности - временное ослабление политического единства русских земель. Однако и в это время сохраняется культурное и идеологические единство - залог будущего Русского централизованного государства. Продолжается развитие феодальных отношений во всех областях экономики и общественной жизни, развиваются культура, государственность, право. Даже нашествие татаро-монгольского ига не могло все же изменить его характер и процесс общественного развития.[1]
Памятником такого развития и является Псковская Судная Грамота. Некоторые ее нормы находят свое распространение много веков спустя после ее принятия в самых разных районах Руси. Поэтому Псковскую Судную Грамоту нельзя рассматривать только как сборник местного, псковского права.
Предметом данной курсовой работы является сравнительный анализ двух памятников
Цель данной работы – провести сравнительный анализ Русской Правды и Псковской судной грамоты.
В рамках указанной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- дать основные характеристики Русской Правды и Псковской судной грамоты;
- рассмотреть развитие норм отраслей права в Русской Правде и Псковской судной грамоте;
- провести сравнительный анализ различных норм права согласно двум вышеперечисленным источникам.
В курсовой работе использованы материалы доктора юридических наук, профессора Исаева И.А., доктора исторических наук и доктора юридических наук, профессора Краснова Ю.К., которые наиболее полно раскрывают вопросы, поднятые в данной курсовой работе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит два параграфа, вторая - три, а также заключения и списка источников и литературы. Структура работы легка и удобна для понимания. В первой главе раскрыты основные характеристики Русской Правды и Псковской судной грамоты. Во второй главе рассмотрены нормы отраслей права, прописанные в двух вышеперечисленных памятниках права.
ГЛАВА I. Основные характеристики Русской Правды и Псковской судной грамоты
1. Источники и редакции Русской Правды и Псковской судной грамоты
Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды, сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории.
Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду.
Списки первой, или Краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV века. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи.
Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в несколько раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами.
Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве, 1113 год. Она состояла из двух частей – Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха.
Пространная Правда – это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.
К третьей редакции Русской Правды относятся два списка так называемой Сокращенной Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «nomos» (закон) и «kanon» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV в., и, по-видимому, в Пермской земле. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной.
Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.
Источниками кодификации Русской Правды явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке (ст. 19 КП).[2]
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах и в Русской Правде.
К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.
Псковская судная грамота - свод законов Псковской феодальной республики, составленный в 1467 г. на основе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права и состоящий из 120 статей. По сравнению с Русской правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений.
В числе источников Псковская Судная грамота указывает грамоту князя Константина, княжившего там в 1407 году. Первоначальная редакция грамоты относится к 1397. Причина появления Псковской судной грамоты - отмена в 1395 году грамоты Дионисия. Естественно, нужна была новая. К тому же в 1397 Псков достиг полной независимости от Новгорода. Это, безусловно, должно было отразиться и на внутреннем законодательстве. Во второй половине XV века Псковская судная грамота была дополнена на новом вече без уничтожения старой. Заглавие ее также было дополнено указанием на Константинову грамоту и на 5 собор. По-видимому, Псковская Судная грамота была дополнена и в 3 раз в конце XV века.
До 1843 года Псковская судная грамота была известна лишь только по отрывку (ст. 109-120). Его извлек Карамзин из списка летописей, хранившегося в Московской Синодальной Библиотеке. В 1843 году профессор Мурзакевич открыл в Одессе полный текст Псковской судной грамоты в сборнике других рукописей князя Воронцова. При изучении вечевого законодательства надо помнить, что оно представляет собой только местное дополнение и частное изменение общих законов, действовавших в России эпохи раздробленности. Как известно, до XVI века Русская Правда сохраняла статус общерусского закона. Именно поэтому Псковская и Новгородская судная грамота кажутся лишь какими-то отрывками, взятыми по отдельности, без сравнения с содержанием системы общерусских законов эпохи удельных княжеств.[3]