Смекни!
smekni.com

Правовое положение кредитных организаций (стр. 3 из 3)

Полагаем, что данные запреты нельзя рассматривать в качестве основания для отнесения какой-либо организации к юридическому лицу со специальной правоспособностью. Правовые запреты - это ограничение правоспособности юридического лица в порядке и случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК). Эти ограничения распространяются как на общую, так и на специальную правоспособность юридических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Известный дореволюционный ученый-цивилист В.И. Синайский писал: "Специальную правоспособность юридического лица не следует, однако, смешивать с ограничениями его правоспособности" (Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 121).

Для разграничения общей и специальной правоспособности юридических лиц необходимо использовать формально-юридический критерий - прямое указание закона. Здесь нет и не может быть места судебному толкованию. Во избежание споров и конфликтных ситуаций специальная правоспособность отдельных видов коммерческих организаций должна получить легальное закрепление в законе.

Пока что судебная практика "пестрит" различного рода примерами, недвусмысленно указывающими на "дефекты" правового регулирования. Например, при рассмотрении конкретных дел суды нередко исходят из того, что коммерческие банки, обладающие специальной правоспособностью, имеют право совершать только банковские сделки. В практике было дело, когда сделка банка по продаже принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества была признана ничтожной, поскольку такие сделки не названы в перечне банковских операций, предусмотренных Законом о банках.

Считаем, что сам по себе вывод о специальной правоспособности кредитных банковских организаций правомерен, но только в контексте осуществления ими предпринимательской деятельности. В то же время ограничивать право банков заключать сделки, направленные на поддержание их деятельности (купля-продажа имущества, аренда нежилых помещений и т.д.), ст. 49 ГК не дает. Иначе происходит подмена правовых понятий. За пределами предпринимательской деятельности можно говорить об общей правоспособности всех коммерческих организаций <1>.

--------------------------------

<1> Белых В.С., Скуратовский М.Л. Гражданский кодекс России: новая модель регулирования и судебная практика. С. 11 - 12.

В литературе распространено мнение, согласно которому коммерческий банк является особым субъектом, поскольку его правовое положение характеризуется двойственностью. Так, А.В. Попов пишет, что банк - это субъект гражданского права, участвующий в обороте. Вместе с тем банк включен в структуру управления кредитно-финансовой системой страны и наделен публичными функциями как агент (например, в области валютного контроля) <1>. Действительно, в силу п. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. В валютной сфере они (агенты) осуществляют контроль за соответствием действующему законодательству совершаемых их клиентами (резидентами и нерезидентами) валютных операций, а также документов, направляемых их клиентами для получения разрешения (лицензии) на осуществление капитальных валютных операций. При этом коммерческие банки не вправе применять к нарушителям валютного законодательства штрафные санкции. Таким правом наделены органы валютного контроля.

--------------------------------

<1> Попов А.В. Теоретические проблемы правового положения банков и обязательств, возникающих из договоров банковского счета и банковского вклада: Автореф. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. С. 9.

Таким образом, уполномоченные банки обладают элементами публичной власти, осуществляют контроль за деятельностью других субъектов гражданского права. Как оценить такое положение? Конечно, если бороться за чистоту цивилистического типа регулирования, ответ ясен: необходимо устранить эту двойную природу банков. Напротив, если повернуться в очередной раз лицом к рыночной экономике, указанное сочетание частно- и публично-правовых начал - желаемый результат социального прогресса общества; то, к чему должно стремиться право.

Проблемы государственной регистрации, лицензирования банковской деятельности, формирования уставного капитала и другие вопросы заслуживают пристального внимания. Но вряд ли это возможно в рамках данной работы, хотя бы по причине большого объема исследования.