Мораль представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями добра, зла, справедливости, честности, добросовестности, правды, неправды и т.п. Исполнение норм морали обеспечивается не государственным принуждением, а авторитетом общественного мнения, боязнью порицания со стороны окружающих, страхом утратить уважение и хорошую репутацию.
Нормы морали и права находятся в неразрывном взаимодействии, поскольку играют в системе регулирования общественных отношений одинаково значимые роли, не мыслимые в отрыве друг от друга, взаимообусловливают и взаимдополняют друг друга.
Термины «мораль» и «этика» многими употребляются как синонимы, часто приходится слышать относительно одного и того же поступка: «он аморален» или «он не этичен». В научном же понимании термины «мораль» и «этика» не равнозначны. Моралью, как уже указывалось выше, является система правил, нормативных регуляторов поведения субъектов в общественных отношениях. Этика - наука о морали, учение о нормах морали и нравственности, сложившихся в обществе. Этика - более богатое по своему содержанию понятие, чем мораль, как и любая наука по сравнению с изучаемым ею предметом. Термин «этика» происходит от греческого ethos - обычай, нравственный характер. Впервые он был введён Аристотелем «как обозначение особой области исследования - практической философии, ибо она пытается ответить на вопрос, что мы должны делать»[6]. Предметом регулирования общей этики является нравственное поведение человека вообще, любой профессии, в любых обстоятельствах.
Адвокатская этика представляет собой систему научно обоснованных представлений о морально-нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок.
Предметом адвокатской этики становится поведение представителя этой профессии, члена соответствующей коллегии, преимущественно в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал, либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими как представитель коллегии адвокатов. При этом важно сразу оговориться, что адвокат как человек может придерживаться любого этического учения, любых этических воззрений, однако как для члена коллегии для него возможна только одна система профессиональных ценностей, только один набор стандартов профессионального поведения.
Разумеется, когда те или иные аспекты деятельности адвоката определяются общеправовыми нормами, в частности процессуальными кодексами, речь уже идёт не о чисто этических установлениях, но о соблюдении требований закона, что, кстати, для адвоката уже само по себеявляется одной из этических норм существования. Таким образом, можно сформулировать следующее общее правило: предметом адвокатской этики является предписываемое корпоративными правилами должное поведение члена адвокатской ассоциации в тех случаях, когда правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения.
Следует учесть, что большой ошибкой было бы считать, что формирование системы этических норм профессионального поведения адвоката (которые, безусловно, ограничат свободу действий адвоката) в той или иной степени сможет помешать выполнению адвокатом его профессиональных обязанностей. Для того чтобы избежать такого заблуждения, достаточно вспомнить, что «профессиональные обязанности адвоката» - это не только то, что надо делать, но и то, как это дозволительно делать.
Адвокатская этика есть составная часть науки об адвокатуре, её относительно обособленный институт, а также часть общей юридической этики (наряду, например, с судебной этикой, профессиональной этикой предпринимателей). Необходимость выделения адвокатской этики из этики других юридических профессий вытекает из особенностей адвокатской деятельности. Адвокат, с одной стороны, осуществляет функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, возложенные на него государством, а с другой стороны, выполняет поручения лица, нуждающегося в юридической помощи, по защите его субъективных прав, зачастую от того же государства в лице его должностных лиц. Таким образом, на адвокате лежит двойная ответственность, ему приходится в своей повседневной работе решать проблему противоречий между государственными интересами и интересами индивида.
Особенно ярко эта проблема проявляется в сфере уголовного судопроизводства. В процессе защиты лица, совершившего опасное правонарушение, адвокат должен выполнять свой профессиональный долг, т.е. используя все законные средства, осуществлять защиту подозреваемого, обвиняемого. Но как гражданин адвокат не может не осуждать правонарушителя. В таких случаях достаточно сложно строить отношения с подзащитным, особенно когда он сообщает адвокату о том, что действительно совершил инкриминируемое ему преступление. По поводу подобных ситуаций еще А.Ф. Кони отмечал, что уголовная защита представляет особые поводы предъявления требований, подчеркнутых из области нравственности[7].
В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества говорится, что в любом правовом обществе адвокату уготована особая роль. Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокату следует действовать в интересах как права в целом, так и тех, чьи права и свободы ему доверено защищать; не только выступать в суде от имени доверителя, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций.
В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств как юридического, так и морального характера, зачастую ступающий во взаимное противоречие и условно подразделяемых на следующие категории обязательств:
- перед доверителем;
- перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат
вступает в контакт, будучи доверенным лицом доверителя или
действующего от его имени;
- перед другими адвокатами;
- перед обществом, для членов которого существование свободной и
независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм выступает
важнейшей гарантией защиты прав человека.
Задача адвокатской этики - поиск баланса между всеми этими категориями обязательств, между профессиональным долгом адвоката-защитника, адвоката-представителя и интересами общества и государства. Краеугольным камнем в системе построений этики адвоката является постулат о необходимости строгого соблюдения принципа законности в адвокатской деятельности, понимания того, что выполнение профессионального долга законными средствами и методами в конечном итоге приводит и к выполнению адвокатом своего долга как гражданина. В результате долг профессиональный не вступает в противоречие с долгом гражданским.
В содержание адвокатской этики входят:
1) моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты
входе осуществления адвокатской деятельности;
2) нормы морали и нравственности, выражающиеся в определённых
правилах, складывающихся и действующих в различных сферах
профессиональной деятельности адвокатов и наполняющих принципы
адвокатской этики содержанием, конкретизирующих их;
3) оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской
деятельности и адвокатуре требований морали, мнение относительной
степени соблюдения требований адвокатской этики в деятельности
органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных
адвокатов, представления общества об институте адвокатуры в целом, о
целесообразности, справедливости в его деятельности; степень доверия
граждан к адвокатам и уважения к их профессии;
4) методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом
нравственных требований, разработанных адвокатской этикой, способы
обеспечения выполнения адвокатами этических правил.
Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуресодержит ряд положений, ориентирующих адвокатов на реализацию морально-этических правил, нравственных норм. Пункт 1 ст. 7 закона,формулируя обязанности адвоката, закрепляет, что он обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами[8]. Однако закон не раскрывает понятий честности, разумности и добросовестности. Чтобы их уяснить, необходимо обращаться к разрабатываемым адвокатской этикой принципам и категориям.
Категории «честность» и «добросовестность» содержаться и в ст. 13 закона, в соответствии с которой претендент на присвоение статуса адвоката, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу, где есть слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката...». Принесение присяги - не простая формальность: только с момента ее принесения претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. «... Принимая присягу, адвокат клянется государству, что будет честно исполнять свой долг перед людьми, оказывая им правовую помощь. В тексте присяги соединены два важнейших принципа адвокатской работы: законность и профессиональная нравственность. Одно здесь немыслимо без другого, и оба находятся в постоянном единстве»[9].
Морально-этические правила, в соответствии с которыми адвокат должен строить свою работу, многочисленны и достаточно разнообразны. Их содержание не всегда четко сформулировано, более того, со временем оно может меняться. Насколько же изменились принципы адвокатской работы в нашей стране, в том числе морально-нравственные, за последние несколько десятилетий? Полвека века назад для адвоката-защитника было допустимо признавать не соответствующими истине те или иные показания подзащитного[10]. В настоящее время, с провозглашением правового государства, признанием человека, его прав и свобод высшейценностью, построением гражданского общества, адвокатура становится подлинно независимым институтом, призванным защищать права, свободы и интересы физических и юридических лиц и, как следствие, способствовать сохранению всех демократических ценностей правового государства.