Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не означает возможности несоответствия конституции республик Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.
2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеют высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана.
В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.
5. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже.
Рассмотрев основные элементы понятия конституции, можно сделать общий вывод:
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция Российской Федерации.
Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственны отдельным ее видам. Так, например, не только в прошлом, но и в настоящее время имеются так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.
Различают также и такие виды конституций, как гибкие и жесткие в зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими.
Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.
Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.
Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись бывшие советские конституции, особенно в тех положениях, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, той субстанции, которая в ней заложена, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.
В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.
Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.
Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.
Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.
Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.
Происхождение самого термина «конституция» (что означает учреждаю, устанавливаю) точно научно не установлено. Высказывается мнение, что он воспринят от технического оборота, которым начинались акты римских императоров.
Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «Основной Закон».
Бывшие советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918 г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной Закон)» 1936 г., 1977 г.
Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., сняв даваемые в скобках слова «.Основной Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия конституции в стране.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной Волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т. е. что конституция является классовой по своей сущности.
Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полное огосударствление общества.