Род судил и наказывал своих членов, он обязывал их нести ряд общественных повинностей. Каждый член рода никогда ни в чем не должен был идти в разрез интересам всего рода. У огромного числа кавказских горцев, в том числе и у кабардинцев, существовало экзогамия, т.е. женились на девушках из другого рода. Жена не считалось вполне членом рода своего мужа до рождения ею ребенка. Но и после этого ее в ряде отношений охранял ее прежний род, к которому она могла обращаться за материальной помощью и который следил за тем, чтобы муж не использовал в ущерб ей те вещи, которые были даны в приданное. В случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его брата или другого родственника (левират). В случае развода женщина возвращалась в прежнюю свою семью и забирала свои вещи. Если развод совершался по воле жены и без желания мужа, ее родители должны были возвратить калым, заплаченный мужем.
Членом рода можно было стать помимо рождения от члена данного рода и выхода замуж за его члена путем искусственного родства.
Пополнение родов пришельцами происходило очень часто. Приемными членами родов являются бывшие кровники, которые для прекращения вражды между родами просят принять их в тот род, который они обидели. Если пострадавший род согласен примириться, то совершается обряд усыновления путем прикосновения губами матери убитого, убийца становится приемным сыном. Обряд этот символизирует, что она кормила его своей грудью.
Каждый молодой мужчина обязательно должен был иметь побратима, который во всех случаях его жизни являлся верным и неизменным другом. Кроме того, существовал еще обряд усыновления убийцы: этот последний шел на могилу убитого и ложился на нее, а члены рода этого последнего приставляли кинжал к груди виновного. Затем после произнесения определенных формул его прощали и он становился членом нового рода.
Внутриродовые(и внутрисемейные) правила поведения должны были иметь санкции. Таковой была власть старших, которые могли наказывать нарушителей внутрисемейного мира. Правда не имел той patriae potestatis – той отцовской власти, которая была у римского домовладыки. Интересы его жены во многих отношениях охранялись ее когнатами. По отношению же к своим детям, даргинцы имели почти неограниченную власть.
Административно-хозяйственные отношения
Как известно, сельская община имела большое хозяйственно-адмистративное значение, поскольку в ее распоряжении находились пастбища и леса, занимавшие в экономике Дагестана важнейшее место. Вследствие этого в течение столетий в общинах выработались правовые обычаи, регулирующие административно-хозяйственные отношения. Несмотря на многообразие, вызванное конкретными местными условиями, эти адаты, отразившие определенный уровень социально-экономического развития, и, следовательно, основанные на одинаковых правовых началах, весьма сходны между собой.
Относительно слабая зависимость сельских общин от центральной власти является одной из особенностей политического строя народов Дагестана. В силу этого в дагестанском обычном праве важное место, как по числу, так и по значимости принадлежит правовым обычаям, воплощающим многовековую борьбу общин за сохранение своей административной самостоятельности и самоуправления. Причем это в равной степени относится и к обычному праву феодальных объединений, так как общины и здесь были в значительной степени независимы от власти феодального владетеляhttp://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm - _ftn1.
В целях сохранения своей независимости, сельская община очень строго оберегала землю и имущество своих членов, не допуская их отчуждения на сторону. Собственник пахотной земли не имел права продавать ее члену другого дкамаата. В сел. Тидиб было установлено "Если кто либо продаст свой участок земли, то он будет облагаться каждый день штрафом в размере четырех рублей до тех пор, пока он не вернет проданное"http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm - _ftn2. Еще полнее и категоричнее был запрет в сел.Хотода "За тем, кто продал свое имущество, подарил или отчуждал каким-либо путем в намерении переселиться в другой округ, две шали ежедневно вплоть до его возвращения к себе"http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm - _ftn3. Под угрозой наказания – штрафа количеством 8 овец, также запрещалось сдавать в аренду человеку из другого селения свое недвижимое имущество. Точно такие же адаты действовали и в сел.Гинта, Тлануб, Урада, Хучада и других.Типичны они и для даргинских вольных общин.
Например: "Жители селения Къали согласились взыскивать штраф два быка с того, кто продал человеку из Цудахара свою пашню, даже размером одной стопы, безразлично на нашей территории или другом месте". Запрещалось продавать недвижимую собственность: дом, мельницу и т.д. Жители обязывались разрушать проданное строение и мельницуhttp://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pravo/43927.doc.htm - _ftn4.
Недвижимое имущество в качестве штрафа бралось только в том случае, когда у виновного не было других средств для уплаты.
Собственник не мог продать землю или другое недвижимое имущество человека из другого селения и в некоторых случаях своему односельцу, сдавать имущество в аренду, пользоваться им по собственному усмотрению без разрешения общинных властей и т.д.
Пахотная земля или другое недвижимое имущество находилось в собственности отдельных семей. Однако их право собственности ограничивалось джамаатом во всех случаях, когда это признавалось противоречащим интересам общества. В условиях замкнутости и обособленности сельских общин многие гражданско-правовые сделки между жителями рассматривались как ущемляющие интересы общества и объявлялись недозволенными. Так в случае свободной продажи земли богатый аул мог скупитьземли у своих соседей, что вело к подрыву самостоятельности более слабых и малочисленных джамаатов. То же самое относится и к другим сделкам.
Как известно, понятие частной собственности включает в себя право пользования, владения и распоряжения. Из приведенных адатов можно установить, что собственник в сельских обществах Дагестана еще в значительной степени был ограничен как в праве распоряжения, так и в праве пользования собственностью.
Несомненно, что частная собственность была ведущей, господствующей формой собственности в нагорном Дагестане задолго до присоединения к России, но тем не менее она еще несла в себе пережитки общинного владения, обусловившее ряд особенностей ее правового положения.
Возникновение адатов, запрещавших свободное обращение со своей собственностью, было связано с тем, что в тот период резко усилился процесс имущественной дифференциации, приводившей к обезземеливанию большинства общинников. Этот процесс внутри общества все более углублялся, встречая противодействие, когда это вело к усилению отдельных общин за счет ослабления других. Местной общинной знати было выгодно скупить мюльки и другое недвижимое имущество у своих разорившихся односельчан, не допуская при этом какой-либо конкуренции со стороны покупателей из других аулов. Преимущества такого приобретения очевидны, так как цены в этом случае диктовались покупателем, а не продавцом, лишенным возможности обратиться к другим покупателям.
Наряду с сохранением общинной самостоятельности, адаты, запрещавшие отчуждение земли и недвижимого имущества членам другой общины, преследовали и интересы административной и духовной знати, обогащавшихся за счет обезземеливающихся общинников.
Адаты, в течение долгого времени ограничивавшие право распоряжения своей землей и другой недвижимой собственностью, в немалой степени тормозили развитие гражданского оборота, что в известной степени отразилось на социально-экономическом уровне нагорного Дагестана.
Имущественные правонарушения, а именно: неисполнение договоров, мошенничество, присвоение вверенного рассматривались как обида. Они вызывали ссоры, ранения, убийства. Позже, когда начала зарождаться государственная власть, и были созданы суды, подобные споры стали там и рассматриваться. В догосударственном родовом строе имущественные споры между членами одного и того же рода рассматривали старшины рода. Споры между родами решались с помощью вооруженных столкновений или посредством медиаторов. Территориальные, аульные и окружные суды обыкновенно, кроме возмещения вреда потерпевшему и штрафа в его пользу, присуждали неправого ответчика уплатить штраф в пользу князя или общины.
В организации суда горцев Северного Кавказа имеется сочетание пережитков непосредственного народоправства с классовым государственным судом. У даргинцев были общественные договоры, так называемые маслагаты, суд кади, суд представителей общества и княжеский суд.
При отчуждении земельной собственности обычай требовал, чтобы продавец и покупатель вышли на отчуждаемое поле. На нем в присутствии свидетелей происходило нечто вроде русского дореволюционного входа во владение. Без этого ввода во владение продажа не считалась действительной. Иначе говоря, договор купли-продажи недвижимости не считался у них способом передачи права собственности, а признавался только соглашением о будущей передаче этого права собственности. Эта передача должна была осуществляться особо.