Смекни!
smekni.com

Обычное право даргинцев (стр. 4 из 7)


Семейные адаты даргинцев

1.Свадебные адаты горцев
Нашу жизнь невозможно представить без них. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. В Дагестане у каждого народа, да и в каждом ауле, есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и ее молодых людей. Свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм. До прошлого века дагестанцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там. Многие черты брачно-семейных отношений прошлого дагестанцев были присущи большинству кавказских народов. Регулировались эти отношения нормами адата и шариата. В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX в. даргинцы, аварцы, лакцы придерживались эндогамии, стараясь заключать браки в пределах своего тухума. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами. Самым крепким оказывался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки и аварцев и даргинцев были немногочисленными, но такие браки чаще бывали у лезгин.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ в. были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. Особенно это касалось дочерей. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, особенно в городах. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район. Многоженство у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, было довольно редким явлением. Как утверждает история, самым крупным многоженцем был уцмий Кайтагский Амирсултан Уцмиев, гарем которого состоял из 18 жен. Бывали случаи, когда мужчины женились 5-10 раз; куппинец Ибрагимов Р. из сел. Куппа был женат 30 раз. Были распространены и обменные браки, которые нередки и в настоящее время. Например, Исмаил выдает дочь за сына Ибрагима, а Ибрагим выдает дочь за сына Исмаила. У горцев практиковался брак похищением, но, в основном, с согласия девушек. Это случается и теперь, больше у чеченцев, если родители отказываются выдавать дочь за избранного ею жениха. Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин в прошлом не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у дагестанцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды. Такой тип свадьбы нивелирует и в очень слабой мере отражает этническую специфику народов. Он характерен для всех народов Дагестана, проживающих в городе и иноэтнической среде.

2. Семейны правоотношения

Одной из причин распада пережиточной формы большой патриархальной семьи у аварцев, в том числе и у ункратлинцсв, видимо является насаждение и упрочение шариата (шафи'итского масхаба мусульманского законодательства) в период национально-освободительной борьбы горцев за свою независимость в 30-50 годах XIX века "Средства, коими Газимагомед надеялся достигнуть цели своей, были сначала одни внушения: чтобы они не употребляли горячительных напитков, лука, чеснока, а равно не устранялись от шариата, явно не чуждались веры Мухаммеда и не действовали вопреки КорануТо есть провозглашалась борьба за чистоту мусульманства, за замену адатов шариатом и за изгнание "неверных". Последнее известно наиболее широко как группа конкретных практических требований. Толкование шариата тарикатистами еще сильнее подчеркивало именно строгость шариата, а позднейшие низамы Шамиля применили это тарикатистское толкование шариата к конкретным условиям Дагестана и Чечни

Таким образом, большая семья, являвшаяся основной ячейкой патриархально-родового общества, долгое время продолжала сохраняться, но уже в пережиточной форме. Ее распад в Дагестане шел неравномерно: у народов Нагорного Дагестана (аваро-андо-цезов) он завершился раньше в силу вышеназванной причины, у других (кумыков, даргинцев, чеченцев, лезгин, табасаранцев, рутулов и др.) такая большая семья продолжала бытовать, хотя и пережиточно, вплоть до конца ХIХ-нач. XX вв., т. к. сохранялись в определенной мере социальные условия для ее существования в этот период

Каждый крупный переворот в социально-экономической жизни общества вызывал соответствующие изменения в семейно-брачных отношениях. С укреплением основ шариата господствующим типом семьи, как и в Нагорном Дагестане, в союзе Ункратль являлась малая, индивидуальная семья ("хъизан"). Она состояла чаще из представителей двух поколений - родителей и детей. В редких случаях с одним из женатых сыновей, обычно с младшим, жили родители мужа. Иногда в состав малой семьи входил и кто-нибудь из родственников мужа: осиротевший племянник или овдовевшая сестра, тетя.

Малая семья была многофункциональной социальной группой и осуществляла: хозяйственные функции, функции продолжения рода, функцию воспитания детей и другие.

Однако характер и содержание этих функций менялись под влиянием общих социально-экономических и культурных преобразований

Выделение хозяйства женатого сына в самостоятельную хозяйственную единицу происходило обычно через полгода или год после свадьбы, в течение которого создавалась материальная база новой семьи. При разделе женатым сыновьям было принято выделять каждому часть запасов продовольствия, скота, птицы, предметов домашнего обихода и, по возможности, землю.

Женщина оставалась полновластной хозяйкой своего приданого, но приданым жены ведал, как правило, и муж. Каждая отделившаяся семья могла рассчитывать на помощь брата, отца и родственников. В свою очередь, молодожены оказывали помощь родителям в проведении сельскохозяйственных и других работ.

Для семьи было характерно господство патриархальных традиций, регулировавших весь уклад семейной жизни. Молодой хозяин приобретал право единоличного решения семейных вопросов. Он считался полным и единоличным хозяином всего движимого и недвижимого имущества семьи.

Глава каждой семьи "представлял семью перед администрацией села, перед сельской общиной". Он, в свою очередь, пользовался советами отцов, дедов. Исходило это из традиционного авторитета старших в семье, почитания родителей, ослушаться или перечить которым считалось непозволительным. Нормы поведения и взаимоотношений членов семьи определялись половозрастными признаками. В общественной жизни мнение стариков (аксакалов) играло главенствующую роль: к ним прислушивались, их советы, указания, порицания принимались с должным вниманием и неукоснительно исполнялись. Неукоснительно выполнялись адатные традиции, младшие подчинялись старшим. Для решения важнейших вопросов по необходимости собирался совет мужчин тухума.

Патриархальными традициями определялось и положение женщины: она должна была есть после мужчин, не имела права сидеть с гостями-мужчинами, идти по аулу впереди мужа, перебивать в разговоре мужчину и т. д. Женщины не могли показаться без платка и шаровар. Неравноправие женщины проявлялось и в брачном союзе. По существующим нормам обычного права муж мог в любой момент дать жене развод. В этом вопросе особенно четко прослеживается влияние исламско-шариатского взгляда на женщину. Однако ункратлинская женщина обладала относительной общественной свободой. Она активно участвовала в праздниках, обрядах, часто посещала своих родных, близких, соседей. Кроме того, она пользовалась определенным правом при решении вопросов о бракосочетании детей, оставалась вполне самостоятельной в ведении домашнего хозяйства, немалую роль играла в сфере производства материальных благ для семьи.

Одним из распространенных и стойких запретов среди ункратлинцев был запрет для мужа и жены называть друг друга по имени. Табу соблюдалось как при посторонних, так и в присутствии взрослых детей.

Разделение труда в семье существовало в основном по половому признаку. В круг обязанностей женщин входили: уход за детьми и воспитание малолетних детей, полевые работы (прополка, уборка урожая), уход за стойловым скотом, кухня, стирка, шитье и починка одежды, доставка воды, обработка шерсти, прядение и вязание, уборка помещений, двора. Женщины принимали участие и в заготовке сена, дров. Если в семье жила свекровь, то она брала на себя часть домашних обязанностей, помогала, в частности, в уходе за детьми. Несколько отличалось хозяйственно-бытовое положение женщины, когда подрастали дети, особенно девочки.