Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» был решен вопрос о собственности муниципальных образований и о судебной защите их прав.
Политическая направленность указов Президента РФ, неопределенность их некоторых положений допускали возможность на местах принимать решения, явно расходящиеся с основными принципами организации местного самоуправления демократического государства. На некоторых территориях вводилось местное государственное управление, не исключалась практика нормативного регулирования деятельности органов местного самоуправления актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оставались нерешенными вопросы определения и изменения границ муниципальных образований. Основные проблемы организации местного самоуправления в России были решены лишь с принятием новой Конституции и основанного на ее положениях законодательстве.
§ 3. Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)
Территориальная организация публичной власти современной Великобритании в самом общем виде определяется делением страны на несколько составных частей: Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию и ряд мелких островов вокруг Великобритании (Норманнские острова, Мэн, Арран и др.). Территория Англии разделена на графства (34), а графства – на округа (238). Некоторые округа именуются городами. Территория Северной Ирландии делится на 6 административных районов (areas), разделенных на 26 округов, советы которых обладают весьма ограниченным набором полномочий. Шотландия представлена 32 территориями (местного управления), в рамках которых образуются унитарные советы. Территория Уэльса делится на 22 унитарные административно-территориальные единицы, которые именуют себя графствами или городскими графствами и управляются унитарными советами.
Низовыми ячейками сельского самоуправления являются приходы (parish). В Уэльсе и Шотландии они называются общинами (community), причем в Шотландии общины не рассматриваются как самостоятельный уровень управления. В настоящее время в Англии функционируют 10376 приходов, в Уэльсе и Шотландии - 867 и 1200 общин соответственно[15].
Закон о местном самоуправлении 2000 г. установил, что во всех административно-территориальных единицах совет может: 1) обновляться полностью каждые четыре года, 2) обновляться наполовину каждые два года, 3) обновляться по третям каждый год (за исключением каждого третьего года соответствующего четырехлетнего цикла). Выбор того или иного варианта конкретным советом должен быть утвержден соответствующим министром, отвечающим за вопросы местного управления.
Закон о местном самоуправлении 2000 года предусматривает три основных варианта организации местной исполнительной власти. Так, система «мэр и исполнительный кабинет» предполагает прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает двух или более своих помощников, образующих так называемый кабинет. Система «лидер-кабинет» предусматривает избрание главы исполнительной власти (лидера) из состава совета, тогда как помощников («кабинет») может назначать либо лидер , либо совет. В рамках же системы «мэр и управляющий от совета» избранный населением мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого назначает совет из числа профессиональных чиновников. При этом по согласованию с министром, отвечающим за вопросы местного управления, возможны и иные варианты организации исполнительной власти[16].
Полномочия органов местного управления в Великобритании регулируются как общенормативными актами, так и так называемыми местными, или частными, парламентскими актами (privateacts). Указанные виды актов нередко «содержат дублирующие друг друга нормы и противоречия, что влечет невероятное усложнение и хаотическое состояние законодательства о муниципалитетах, объединяемого понятием «муниципальное право»[17].
В Великобритании, как и в других странах англосаксонского права, важным источником полномочий местных органов являются судебные прецеденты, в значительной степени регулирующие и конкретизирующие устанавливаемую актами парламента компетенцию местного управления. Здесь, как известно, утвердился принцип «позитивного» регулирования деятельности местных властей, в рамках которого объем полномочий последних устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Местные органы вправе совершать лишь действия, которые непосредственно предписаны законом. В противном случае такие действия могут быть признаны совершенными с превышением полномочий, т.е. противозаконными (принцип ultravires). В Великобритании местные власти формально имеют лишь те полномочия, которые предоставлены им парламентскими статутами.
Для получения каких-либо дополнительных полномочий местные власти вправе обратиться в парламент с просьбой об издании соответствующего частного закона. Подобная процедура, однако, является слишком длительной и сложной. Требуемые полномочия могут быть получены и более легким способом. Порой достаточно обратиться к министру (государственному секретарю), имеющему право издать соответствующий указ, который впоследствии, как правило, утверждается парламентом.
К наиболее важным полномочиям местных властей Великобритании относятся такие вопросы, как поддержание общественного порядка и безопасности, организация дошкольного и школьного образования (включая содержание школьных зданий, детских садов, специализированных учреждений для детей-инвалидов), территориальное планирование, управление землепользованием, противопожарная охрана, водоснабжение, канализация, сброс сточных вод, утилизация коммунальных отходов, контроль за загрязнением окружающей среды, здравоохранение, эксплуатация санитарных учреждений, обеспечение населения электричеством, газом и теплом, освещение и уборка улиц, регулировка уличного движения, содержание дорог, муниципальных кладбищ, организация ритуальных услуг, развитие торговли и рынков и т.п.[18].
В отечественной литературе высказывается мысль о том, что в Великобритании практически отсутствует институт обязательных полномочий, поскольку «члены местных советов выполняют свои функции бесплатно», их деятельность представляет собой «добровольное участие граждан в управлении», а «парламентские акты разрешают местным советам предпринимать те или иные действия, но не обязывают их к этому». При этом указывается, что «обязанность заниматься той или иной деятельностью может лежать только на местных чиновниках»[19].
Хотя в британской литературе и имеют место различные подходы к анализу взаимоотношений центральных и местных органов , необходимость эффективного контроля центра над местным управлением и его законодательного закрепления обычно не подвергается сомнению. Такая необходимость обосновывается, в частности, тем, что «многие функции, осуществляемые местными властями, по своей сути носят общенациональный характер, и поэтому необходимо поддерживать хотя бы некоторые минимальные стандарты их реализации»[20].
Важным шагом в установлении правительственного надзора за местным управлением явилось образование в 1871 г. специального органа, призванного курировать местное управление,- департамента местного управления. После неоднократных реорганизаций в 2002 году вопросы местного и регионального управления были переданы Офису заместителя премьер-министра, функционирующему на правах министерства. В сферу его компетенции в настоящее время входят также вопросы деволюции, жилищного строительства, планирования и противопожарной безопасности.
Административный контроль центральных властей за деятельностью местных органов выражается прежде всего в их праве утверждать некоторые акты и санкционировать отдельные действия последних, смещать должностных лиц местного управления. Как отмечал Г.В.Барабашев, «система санкционирования практически охватывает всю сферу деятельности британских муниципальных органов, для которых утверждение, одобрение министерствами, предварительные консультации с ними являются обязательным условием проведения большинства хозяйственных, социальных и административных мероприятий»[21].
Муниципалитеты обязаны представлять для утверждения соответствующим министрам планы мероприятий и подробную документацию, касающуюся муниципального строительства, капиталовложений, развития местных служб, планирования землепользования и т.п. Утверждению центральных властей (посредством издания министром соответствующего приказа) подлежат также приобретение земельных участков, назначение некоторых категорий муниципальных чиновников, получение займов, проекты местных нормативных актов и т.д.
Практикуется и непосредственное инспектирование деятельности местных органов заинтересованными министерствами. В Великобритании инспектора осуществляют контроль над службами образования, полиции, противопожарной безопасности, социальной помощи детям и др. Их главной задачей является обеспечение соответствия данных служб минимальным стандартам, установленным центральными властями. Кроме того, в функции инспекторов входит распространение передового опыта в контролируемой ими сфере.
Основным источником доходов местных органов являются налоги и различные сборы с населения. С 1993 года был введен местный налог (counciltax), который уплачивается всеми взрослыми жителями местного сообщества. Базой налогообложения является стоимость недвижимости, используемой в качестве жилья. При этом вся недвижимость разделена на восемь категорий, в зависимости от которых и определяется размер налога на конкретное жилое помещение. Определенную роль играет и число проживающих. Если в данном жилье проживает лишь один человек, ему предоставляется 25% снижение общей суммы[22].