Смекни!
smekni.com

Система, виды и цели наказания в уголовном праве (стр. 5 из 6)

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы сбываются по месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на мое место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный. Уголовный кодекс устанавливает предельные сроки исправительных работ – от шести месяцев до двух лет (ч. 1 ст. 52).

Регламентируются в УК и размеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от десяти до двадцати пяти процентов (ч. 2 ст. 52). Предусмотрена также ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Как видно из текста закона, при замене исправительных работ другим, более строгим наказанием соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того наказания, которым они заменяются.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на утоловно-исполнительные инспекции. Порядок их исполнениярегулируется уголовно-исполнительным законодательством. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденные контролируют соблюдение ими условий отбывания наказания и исполнение предписаний приговора. Администрация по месту работы осужденного осуществляет контроль за поведением осужден­ных, производит удержания из зарплаты осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке, уведомляет инспек­цию о переводе осужденного на другую работу или увольнении, об уклонении его от отбывания наказания и т.п., применяет меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать ус­тановленный порядок и условия отбывания наказания, добросо­вестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запре­ты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться само­стоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы. Осуж­денному в период отбывания наказания запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции.

Злостным уклонением уголовно-исполнительный закон считает: повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения либо если осужденный скрылся с целью уклониться от отбывания наказания.

Исправительные работы не могут быть назначены:

· лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

· женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

· беременным женщинам;

· лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

· инвалидам I и II группы;

· военнослужащим;

· иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства.

Вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Военнослужащим, проходящим срочную военную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев.

В случае возникновения в период отбывания лицом исправительных работ обстоятельств, предусмотренных частью выше, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Конфискация имущества.

Легко догадаться, что такое наказание направлено, прежде всего, на материальные стороны личности.

Конфискация имущества (ст. 61 УК) состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса.

Применяться конфискация имущества, согласно ч.2 п.3 ст.48 УК РБ, может только как дополнительное наказание, в случаях, предусмотренных санкциями Особенной части Уголовного кодекса. Конфискация имущества не может быть назначена в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам.

Необходимо отграничивать конфискацию имущества как юридическое наказание от конфискации предметов, нажитых преступным путем, орудий преступления, наркотиков и других вещей, изъятых из гражданского оборота, которые не могут являться объектом вещных прав или собственностью осужденного.

Изъятия из имущества подлежащего конфискации определяются уголовно-исполнительным законодательством РБ, в который входят предметы, отсутствие которых сильно затрудняет адаптацию осужденного после отбытия основного наказания. Перечень имущества не подлежащего конфискации включает в настоящий момент: жилой дом, квартира или ее части, в котором проживает осужденный и его семья (не более одного дома или квартиры на одну семью), земельные участки, необходимые для хозяйственных построек, а также ведения сельского или подсобного хозяйства, семена, необходимые для очередного посева сельскохозяйственных культур, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности, кухонная утварь, находящаяся в употреблении, минимально необходимая мебель, детские вещи, деньги в сумме до трех минимальных размеров оплаты труда на каждого члена семьи, а также некоторые иные вещи.

Независимо от категории преступления и вида назначенного наказания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем, а также предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу.

В целом, конфискация имущества - одно из самых действенных и радикальных средств, оказывающих влияние на материальные стороны личности осужденного.

4. Цели применения наказаний.

Одним из наиболее принципиальных вопросов уголовного права был и остается вопрос об определении целей наказания. Учение о целях наказания продолжает оставаться однимизнаиболее дискуссионных вопросов как в истории, так и в со­временной теории права. “От его решения зависит построение не только многих ин­ститутов этой отрасли права,но ицелеустремленное приме­нение самого уголовного законодательства”, - писал И. С. Ной[8].

Многовековая история проблемы определения целей уголов­ного наказания и существование множества теорий позволи­ли представителям науки уголовного права, разумеется ус­ловно, выделить два основных направления ее развития:

а) абсолютные теории наказания, сторонники которых придерживаются абсолютной идеи - возмездия за совершен­ное преступление и расплаты за него: сторонники божествен­ного возмездия, считающие преступление грехом, относят к целям наказания искупление греха; Кант развивал теорию материального возмездия, Гегель - диалектического;

б) теории полезности: общего предупреждения, специаль­ного предупреждения, смешанные. Их сторонники ратуют за предупреждение преступлений и исправление преступников.

Целям наказания посвятили свои исследования и многие ученые советского периода: Н. А. Беляев. И. М. Гальперин. И. И. Карпец. И. С. Ной, Н. А. Стручков. Н.Д. Шаргородский, И. В. Шмаров и др.

Следует заметить, что еще в 60-х гг. профессор Беляев Н. А. писал о восстановлении социальной справедливости как цели уголовного наказания, и вот российское уголовное законода­тельство наконец закрепило этот принцип в законе[9]. Нарушение справедливости влечет нарушение права. Это прямо относится и к уголовному праву, к преступлению и на­казанию, причем в данном случае можно говорить о наивыс­шем нарушении справедливости, которое может проявляться в кражах, грабежах, разбоях и даже убийствах. Разумеется, нельзя восстановить жизнь потерпевшего, по­гибшего в результате убийства, однако социальная справедли­вость в этих случаях может быть достигнута путем ограниче­ния либо лишения прав и свобод виновного (порой довольно жестких и в течение продолжительного времени). Вместе с тем, наказание, даже самое строгое, применяется не для того, что­бы причинить осужденному моральные и физические страда­ния.

В качестве другой цели уголовного наказания называется исправление осужденного. Ныне цель исправления заключает­ся в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропо­рядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития. Законодатель больше не связывает цель исправления осуж­денного с перевоспитанием. Представляется, что задача пере­воспитать человека, в особенности в нынешних условиях, не­реальна, как она была нереальной всегда. Главная задача - чтобы отбывший наказание (неважно, в силу каких причин), больше не совершал преступлений.