Смекни!
smekni.com

Договор энергоснабжения в гражданском праве (стр. 3 из 4)

Дополнительные обязанности энергоснабжающей организации предусмотрены для договоров с абонентами-гражданами, исполь­зующими энергию для бытового потребления. В этих случаях энергоснабжающая организация должна обеспечивать безопас­ность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 543 ГК), а также несет другие обязанности.

Обязанности абонента по договору энергоснабжения значитель­но отличаются от обязанностей покупателя при купле-продаже и включают: а) обеспечение безопасности потребления энергии; б) соблюдение установленного режима потребления; в) оплату принятой энергии; г) информирование энергоснабжающей органи­зации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией. От­дельными разновидностями договора энергоснабжения могут уста­навливаться дополнительные обязанности абонента. Так, при снабжении абонента тепловой энергией он обязан возвращать энергоснабжающей организации обратную сетевую воду (при полу­чении горячей воды) или конденсат (при получении пара).

А. Потребитель обязан обеспечивать безопасность использова­ния энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п. 1 ст. 543 ГК). Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих энергию для быто­вых нужд (п. 2 ст. 534 ГК). Однако граждане-потребители должны соблюдать правила техники безопасности при пользовании энер­гией (п. 4.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг), в том числе поддерживать в исправном состоянии соответствующие уст­ройства и приборы (краны, газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т. п.).

Б. Соблюдение абонентом режима потребления энергии, уста­новленного законодательством и договором, необходимо для обес­печения интересов других абонентов. Так, перерасход энергии одними абонентами (особенно в период пиковых нагрузок энерго­системы) может сказаться на подаче ее другим в необходимом ко­личестве.

Кроме того, вследствие несоблюдения режима потребления мо­жет пострадать и качество энергии. Применительно к электроснаб­жению законодательство специально регулирует обязанность про­мышленного потребителя поддерживать качество электроэнергии на соответствующем уровне.

Нарушение установленного режима потребления дает энерго­снабжающей организации право на взыскание с абонента реаль­ного ущерба, а в некоторых случаях — неустойки.

В. Абонент должен оплачивать принятую им энергию. По­скольку обязанности принятия энергии по договору энергоснаб­жения не существует, абонент оплачивает только фактически при­нятое им количество энергии в соответствии с данными учета (п. 1 ст. 544 ГК).

Порядок и сроки расчетов за энергию определяются законода­тельством или соглашением сторон. Так, оплата электрической и тепловой энергии, а также газо- и водоснабжения граждана­ми-потребителями производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за оплачиваемым (п. 2.4 Правил пре­доставления коммунальных услуг). Сроки расчетов по договорам между юридическими лицами определяются соглашением сторон.

Просрочка оплаты энергии абонентом свыше определенного срока10 дает энергоснабжающей организации право прекратить по­дачу энергии. Кроме того, возможно взыскание с абонента неус­тойки, размер которой определяется либо соглашением сто­рон (в договорах с участием юридических лиц), либо норматив­ным актом (в договорах энергоснабжения граждан)11.

Г. Абонент обязан немедленно сообщать энергоснабжающей организации обо всех авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользо­вании энергией (п.1 ст. 543 ГК), независимо от того, по чьей вине они произошли.

Это — своеобразный аналог условия, предусмот­ренного ст. 483 ГК. Закон не устанавливает специальных послед­ствий нарушений этой обязанности.

___

10Для договоров энергоснабжения граждан этот срок составляет три меся­ца (п. 5.1.3 Правил предоставления коммунальных услуг). Энергоснабжение юридических лиц может быть прекращено или ограничено, если потреби­тель два раза подряд по истечении установленного договором срока платежа не оплачивает использованную энергию (пп. 1 и 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организа­циям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топ­ливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № I // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 262; № 29. Ст. 3573).

11В соответствии с п. 2.5 Правил предоставления коммунальных услуг не­своевременное внесение платы влечет за собой начисление пени в размере \% с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки. Применение указанной санкции не бесспорно (

Следовательно, они влекут применение общих мер гражданской ответственности в форме возмещения реального ущерба.

В дополнение к общим правам покупателя, предусмотренным § 1 главы 30 ГК, по договору энергоснабжения абонент имеет пра­во: во-первых, принять нужное ему количество энергии в преде­лах, предусмотренных договором, что означает и возможность од­ностороннего отказа абонента от принятия энергии; во-вторых, с согласия энергоснабжающей организации передать принятую им энергию субабоненту (ст. 545 ГК).

Ответственность по договору энергоснабжения. Основания при­менения мер гражданско-правовой ответственности различаются в зависимости от субъекта ответственности. Так, граждане, ис­пользующие энергию для бытовых нужд, отвечают за нарушение условий договора лишь при наличии своей вины. Лица, нарушив­шие договор при осуществлении ими предпринимательской дея­тельности (индивидуальные и коллективные предприниматели), несут ответственность на началах риска.

Однако из этого правила сделано одно исключение для энер­госнабжающих организаций. Если перерыв в подаче энергии або­ненту произошел по основаниям, допускаемым законодательст­вом, энергоснабжающая организация несет ответственность за причиненные убытки лишь при наличии своей вины (п. 2 ст. 547 ГК). Такими основаниями являются, в частности, перерыв или прекращение подачи энергии, которые были необходимы для принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжаюшей организации. В остальных случаях энергоснабжающая организация отвечает за убытки, при­чиненные абоненту, независимо от вины.

Нарушение энергоснабжения, как правило, влечет тяжелые последствия. Так, короткий перерыв в подаче электроэнергии на предприятие, выпускающее алюминий или ведущее плавку в элек­тропечах, означает выход из строя оборудования и полную оста­новку производства. С другой стороны, многие нарушения або­нентами условий энергоснабжения немедленно негативно сказываются на тысячах других потребителей.

В этих условиях возложение на каждого из нарушителей договора всей полноты ответственности быстро привело бы к их банкротству и в масштабах страны сильно ударило по экономике. Поэтой причине законодатель ограничивает ответственность сторон договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его ус­ловий обязанностью возместить лишь реальный ущерб, причинен­ный нарушением (п. 1 ст. 547 ГК), т. е. понесенные расходы, а также стоимость утраченного или поврежденного имущества.

Наряду с взысканием убытков в виде реального ущерба ответ­ственность за нарушение условий договора энергоснабжения мо­жет выражаться и в уплате неустойки (как правило, законной), ос­новные случаи взыскания которой рассмотрены применительно к отдельным обязанностям сторон.

Прекращение договора энергоснабжения. Договор энергоснабже­ния не предусматривает обязанности гражданина, использующего энергию для бытового потребления, принимать энергию. Отсюда логически вытекает право такого абонента расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив об этом энергоснабжающую организацию (п. 1 ст. 546 ГК). Аналогичной возможности для юри­дических лиц и граждан-предпринимателей закон не предусматри­вает. Однако в силу общих правил ст. 450 и 451 ГК указанные або­ненты также могут требовать расторжения договора в случаях его существенного нарушения энергоснабжающей организацией или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исхо­дили при заключении договора.

Если абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе в од­ностороннем порядке отказаться от исполнения договора в слу­чаях существенного нарушения абонентом условий договора в соответствии со ст. 523 ГК (абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК). Это правило сформулировано неудачно. Во-первых, ст. 523 ГК содержит лишь одно основание одностороннего расторжения договора, примени­мое к энергоснабжению: неоднократное нарушение сроков опла­ты. Но существенный характер могут иметь и другие нарушения договора абонентом (например, условий о соблюдении безопасно­сти, режима потребления, обеспечения качества энергии). Причем последствия нарушения этих условий могут быть гораздо более тя­желыми, чем просрочка оплаты. Таким образом, буквальное тол­кование закона резко ограничивает возможности энергоснабжаю­щих организаций по воздействию на недобросовестных абонен­тов. Во-вторых, из содержания ч. 2 п. 1 ст. 546 ГК можно сделать вывод, что энергоснабжающая организация не вправе отказаться от исполнения договора на энергоснабжение потребителя — фи­зического лица. Такое толкование наталкивается, однако, на п. 5.1.3 Правил предоставления коммунальных услуг, который по­зволяет энергоснабжающей организации прекратить тепло-, элек­тро- и водоснабжение гражданина, если он не оплачивает коммунальные услуги в течение более чем трех месяцев либо нарушает технические правила пользования присоединенной сетью.

Таким образом, абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК следует толковать лишь как запрет на прекращение подачи энергии юридическим лицам, перечисленным в законодательстве12, в качестве санкции за про­срочку оплаты энергии.