Смекни!
smekni.com

Условия действительности недействительность сделок (стр. 3 из 6)

Несоблюдение нотариальной формы сделки, а в случаях, установленных законом, - требований о государственной регистрации влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.[10]

Пункты 2 и 3 ст. 165 ГК РФ содержат исключения из приведенного правила. Так, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая уклоняется от такого удостоверения, суд вправе, по требованию исполнившей сделку стороны, признать ее действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

Если сделка совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

В обоих случаях сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне вызванные этим убытки.

2.2. Виды недействительных сделок

Недействительность сделки означает, что действие, совершен­ное в виде сделки, не порождает юридических последствий, т.е. не вле­чет возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью. Недействительная сделка является неправомерным юридическим дей­ствием. [11]

Закон (п. 1 ст. 166 ГК) подразделяет все недействительные сделки на два общих вида — ничтожные и оспоримые.

Ничтожная сделка недействительна в силу нормы права в момент ее совершения, поэтому судебного решения о признании ее недейст­вительной не требуется. Ничтожная сделка не подлежит исполнению. На ничтожность сделки вправе ссылаться и требовать в судебном по­рядке применения последствий ее недействительности любые заинте­ресованные лица.

Суд, установив при рассмотрении дела факт совершения ничтож­ной сделки, констатирует ее недействительность и вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе (п. 2 ст. 166 ГК). Закон предусматривает возможность признания судом в исключительных случаях (ст. 171, 172 ГК) ничтожной сделки действительной.

Оспоримая сделка в момент ее совершения порождает свойствен­ные действительной сделке правовые последствия, но они носят неус­тойчивый характер, так как по требованию исчерпывающе определен­ного в законе круга лиц такая сделка может быть признана судом не­действительной по основаниям, установленным законом. В этом слу­чае правовой результат сделки может оказаться полностью аннулиро­ван, поскольку недействительная сделка недействительна с момента ее совершения, и решение суда по этому вопросу будет иметь обратную силу, если только из содержания сделки не следует, что ее действие может быть прекращено лишь на будущее время (п. 3 ст. 167 ГК).

Из смысла п. 1 ст. 166 ГК вытекает, что основания недействитель­ности сделок исчерпывающе установлены в ГК.

Виды ничтож­ных сделок.

Гражданский кодекс предусматривает следующие виды ничтож­ных сделок в зависимости от оснований их недействительности:

а) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных пра­вовых актов (ст. 168 ГК);

б) сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК);

в) мнимая и притворная сделки (ст. 170 ГК);

г) сделка, совершенная лицом, признанным недееспособным (ст. 171 ГК), и сделка, совершенная малолетним (ст. 172 ГК);

д) сделка, совершенная с несоблюдением установленной законом или соглашением сторон обязательной формы сделки в случаях, когда такое несоблюдение влечет ничтожность сделки.

е) сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего су­щественное значение (ст. 178 ГК);

ж) сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК).

Проанализируем каждый из этих видов оспоримых сделок в от­дельности.

а) Статья 168 ГК устанавливает общее правило о ничтожности сделки, противоречащей закону или иным правовым актам. Эта норма применяется ко всем случаям, когда содержание и правовой результат сделки противоречат требованиям законодательства, за исключением случаев, когда закон устанавливает, что такая сделка оспорима, или предусматривает иные последствия нарушения (например, ст. 174—180 ГК).

Применение ст. 168 ГК основано на объективном критерии — про­тиворечии сделки требованиям законодательства, поэтому наличие или отсутствие вины сторон не имеет юридического значения для при­менения этой статьи. [12] Несоответствие требованиям законодательства само по себе служит достаточным основанием для констатации факта ничтожности сделки. [13]

б) Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам пра­вопорядка и нравственности (ст. 169 ГК), представляет собой квали­фицированный вид незаконных сделок, предусмотренных ст. 168 ГК. Для применения ст. 169 ГК необходимо наличие следующих при­знаков:

1) сделка нарушает требования правовых норм, обеспечивающих основы правопорядка, т.е. направленных на охрану и защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, оборо­носпособности, безопасности и экономической системы государства (например, сделки, направленные на ограничение передвижения това­ров на территории РФ; незаконный экспорт оружия и иных товаров, экспорт которых запрещен или требует специального разрешения; ук­лонение от уплаты налогов; сделки, результат которых создает угрозу жизни и здоровью граждан, и т.п.), либо противоречит основам обще­ственной нравственности, т.е. грубо нарушает сложившиеся в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели и т.п. (например, соглашение между престарелым родителем и совер­шеннолетним ребенком об уплате последнему денежного вознаграж­дения за посещение им родителя);

2) наличие у обеих или одной из сторон сделки прямого или кос­венного умысла в отношении противоречащих основам правопорядка или нравственности ее последствий, т.е. осознание именно такого характера последствий и желание или сознательное допущение их наступления.

При наличии умысла у обеих сторон в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход государства взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход государства все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного (не­допущение реституции).

При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или причитавшееся ей в возмещение исполнен­ного взыскивается в доход государства (односторонняя реституция). Если, при наличии умысла у одной из сторон, сделка исполнена только виновной стороной, то с невиновной стороны взыскивается в доход государства все полученное ею по сделке.

в) мнимая и притворная сделки весьма сходны но основаниям их недействительности: в обоих случаях имеет место несовпадение сде­ланного волеизъявления с действительной волей сторон. Статья 170 ГК определяет мнимую сделку как сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последст­вия, а притворную сделку — как сделку, совершенную с целью при­крыть другую сделку.

Поскольку в обоих случаях целью сторон обычно является дости­жение определенных правовых последствий, возникает вопрос о пра­вильном разграничении этих видов сделок.

В случае совершения мнимой сделки воля сторон не направлена на достижение каких бы то ни было гражданско-правовых отношений между сторонами сделки, и цель сторон — возникновение правовых последствий для каждой или, что более часто встречается в практике, для одной из них в отношении третьих лиц (например, мнимое дарение имущества должником с целью не допустить описи или ареста имуще­ства).[14]

Последствием мнимой сделки являются двусторонняя реституция и возмещение неполученных доходов с момента предоставления ис­полнения по сделке (п. 2 ст. 167, ст. 1107 ГК). Наличие при соверше­нии мнимой сделки цели, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, превращает ее в сделку, предусмотренную ст. 169 ГК, с соответствующими последствиями. В случае совершения притворной сделки воля сторон направлена на установление между сторонами сделки гражданско-правовых от­ношений, но иных по сравнению с выраженными в волеизъявлении сторон (например, заключение договора купли-продажи недвижимого имущества с обязательством обратной продажи через определенный срок, прикрывающего договор о залоге в обеспечение возврата займа, с целью избежать судебной процедуры обращения взыскания на зало­женное имущество).

Ничтожность притворной сделки не вызывает правовых последст­вий, предусмотренных п. 2 ст. 167 ГК. В соответствии с п. 2 ст. 170, к сделке, которую стороны действительно имели в виду, применяются относящиеся к ней правила. Совершение прикрываемой сделки имеет, как правило, незаконную цель, что, однако, не означает ее обязательной недействительности.

Так, безвозмездная передача денежных средств между юридичес­кими лицами может, в целях уклонения от уплаты налогов, быть при­крыта договором о совместной деятельности. В этом случае договор о совместной деятельности является ничтожной сделкой в соответствии с п. 2 ст. 170 ГК (притворная сделка), а сделка по безвозмездной пере­даче денежных средств может оказаться действительной, что не исклю­чает применения административно-правовых последствий, предусмот­ренных налоговым законодательством (взыскание налога, наложение штрафа и т.п.).