4 августа 2008 года, около 21 часа, в кв. по ул.50-летия Октября в г. Новодвинске Архангельской области, принадлежащую Ш. незаконно проник Л. Л. потребовал от Ш. покинуть принадлежащую ему квартиру, а также применил к нему насилие - нанес несколько ударов руками и ногами по голове и телу. Ш., защищаясь от противоправных действий Л., которые не представляли опасность для его жизни и не были сопряжены с угрозой применения такого насилия, превысил пределы необходимой обороны и причинил Л. вред, явно не соответствующий характеру и опасности посягательства, а именно: умышленно, с целью причинения смерти, из личной неприязни, схватил нож и нанес его клинком множество, 18 ударов в область шеи Л., причинив тому телесные повреждения.
Подсудимый Ш. вину признал полностью и показал, что 4 августа 2008 года, в вечернее время, он находился в своей квартире по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. 50 лет Октября дом № 46. В квартиру незаконно проник ранее незнакомый ему Л., который потребовал от него (Ш.) покинуть квартиру, выбил дверь в комнату, затем нанес ему несколько ударов руками и ногами по голове и телу, чем причинил ему физическую боль и телесные повреждения. Он, Ш., защищаясь, схватил нож и его клинком стал наносить удары потерпевшему в область шеи, от которых Л.. упал на пол и умер. Удары наносил беспорядочно в шею в различные места. Сколько ударов нанес, не помнит. Нож потом положил в раковину в квартире. Затем он (Ш.) переоделся, вышел из квартиры. Через несколько дней, 10.08.2008 года добровольно пришел в милицию и сообщил, что убил неизвестного мужчину в своей квартире.
Виновность подсудимого подтверждается явкой с повинной, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.
С учетом изложенного, действия подсудимого Ш. судом квалифицируются по ст.108 ч.1 УК РФ как убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.[22]
Некоторые сложности иногда возникают при оценке действий лиц, превысивших пределы необходимой обороны, но которые в силу своего служебного статуса обязаны бороться с преступностью, в частности, являются сотрудниками правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов имеют оружие, применение которого специально регламентируется законами или подзаконными актами (например, Федеральный закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции»[25]), в соответствии с которыми сотрудники при отражении общественно опасного посягательства вправе применять оружие, но применение ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную уголовным законом. Так, исходя из ч.3 ст.37 УК РФ, можно сделать вывод, что ответственность в подобных случаях должна наступать в зависимости отобстоятельств дела по ч.1 ст.108 или по ч.1 ст.114 УК РФ.
3.4 Субъективная сторона состава превышения пределов необходимой обороны
Субъективная сторона — наиболее сложный и потому вызывающий наибольшие разногласия элемент состава превышения пределов необходимой обороны в догме уголовного права. Так некоторые исследователи полагали, что вина защищающегося в отношении причинения вреда при превышении пределов необходимой обороны возможна как в форме умысла, так и в форме неосторожности, и ответственность за превышение наступает в обоих случаях.
Другие исследователи, исходя из общих принципов уголовного права и служебной роли института необходимой обороны, считали, что превышение пределов необходимой обороны – это только умышленное преступление.
С момента вступления в силу УК РФ 1996 г. основания для различных суждений о характере вины при превышении пределов необходимой обороны отпали, так как в законе в настоящее время прямо указано на умышленный характер действий виновного лица при превышении пределов: в ч.2 ст.37 УК РФ предусмотрено, что превышением пределов признаются умышленные действия.
Таким образом, субъективная сторона состава предполагает вину только в форме умысла (прямого или косвенного), при котором лицо, наносящее вред посягающему в состоянии необходимой обороны, осознает, что, обороняясь от преступного посягательства, само совершает общественно опасное деяние, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда посягающему и желает или сознательно допускает наступление этих последствий.[26]
Так, Северодвинский городской суд Архангельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2009 года уголовное дело по обвинению З. в совершении преступления, предусмотренного ст. 108 ч. 1 УК РФ, приговорил обвиняемого к лишению свободы по ст. 108 ч.1 УК РФ (убийство при превышении пределов необходимой обороны).
Преступление было совершено при следующих обстоятельствах.
З. в ходе ссоры между ним и М., возникшей на почве личных неприязненных отношений, опасаясь за свои жизнь и здоровье и защищаясь от общественно опасного посягательства со стороны последнего, выразившегося в том, что М. нанес руками множественные удары по голове и телу З., причинив ему своими умышленными действиями телесные повреждения, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и как вред здоровью не расцениваются, а также пытался нанести З. удары взятым на кухне ножом, в ходе борьбы отобрал у М. нож, и превышая пределы необходимой обороны, применив средства защиты, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства, несмотря на то, что М. прекратил наносить ему удары, умышленно из личной неприязни с целью лишения жизни нанес данным ножом не менее 9 ударов по различным частям тела М. причинив своими действиями последнему телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и которые состоят в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти М. В результате действий подсудимого М.скончался на месте происшествия.
Подсудимый З. полностью согласился с предъявленным обвинением, ходатайствовал о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, осознает характер и последствия такого ходатайства, которое заявлено им добровольно и после проведения консультации с защитником.
Защитник П. поддержала данное ходатайство, подтвердив, что оно заявлено подзащитным добровольно и после проведения консультации с ней.