Пункт «ж» предусматривает совершение действий, перечисленных в ч. 1 ст. 127.1 УК РФ, в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей. Здесь также важно наличие осведомленности лица о цели осуществления торговли людьми. Изъятие органов или тканей может осуществляться не только для трансплантации, но в иных целях.
Состав торговли людьми охватывает незаконное лишение свободы, поэтому при удержании человека в неволе не требуется применение ст. 127 УК РФ.
С точки зрения законодательной техники многие ученые-правоведы признают диспозицию ч. 1 ст. 127.1 УК РФ далекой от совершенства:
1. для ответственности достаточно факта торговли в отношении и одного человека, а не «людей», как сказано в заголовке и тексте статьи,
2. в диспозиции статьи дается широкая трактовка родового понятия «торговля»,
3. за торговлю людьми наказание меньше, чем за похищение.
Для дальнейшего совершенствования уголовно-правового противодействия торговле людьми следует ужесточить санкцию ч. 1 ст. 127.1 УК РФ путем повышения максимального предела наказания в виде лишения свободы, с тем чтобы деяния, предусмотренные этой частью статьи, относились к категории тяжких.
Отграничение торговли людьми от сходных составов преступлений способствует углубленному их изучению, помогает правильно разрешить другие вопросы, связанные с надлежащей оценкой действий виновного, в том числе и такие, которые вызывают необходимость квалификации по совокупности.
Торговля людьми близко соприкасается с использованием рабского труда (ст. 127.2 УК РФ). В обоих составах преступлений виновное лицо посягает на один объект уголовно-правовой охраны (личную свободу человека), кроме того, идентичны признаки субъекта преступления и в большей части субъективной стороны.
Разграничение торговли людьми от использования рабского труда в основном проводится по признакам объективной стороны состава преступления. В частности, при торговле людьми виновный совершает одно из альтернативных действий, указанных в диспозиции ст. 127.1 УК РФ: куплю-продажу, вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение человека. При использовании рабского труда виновный пользуется работами или (и) услугами потерпевшего, обладая полномочиями, присущими праву собственности, когда потерпевший по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ.
В ст. 127.1 УК РФ действия виновного совершаются в целях использования рабского труда, а в ст. 127.2 УК РФ виновный использует таковой труд. В торговле людьми цель преступления может содержать и иную направленность (сексуальную эксплуатацию, подневольное состояние).
Действия лица, которые одновременно совершившие действия, охватываемые понятием «торговля людьми» и в дальнейшем использовало рабский труд человека, следует квалифицировать по совокупности ст. 127.1 и ст. 127.2 УК РФ.
В соответствии со ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее, согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание. Это вызвано тем, что не исключены случаи, когда жертва согласно на действия, связанные с ее куплей-продажей. Т.к. на практике, большая часть жертв секс-рабства оказалось вовлеченной в занятие проституцией в результате обмана или под предупреждением.
Статья 127.2 УК РФ предусматривает ответственность за использование рабского труда, т. е. использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).
Рабство предполагает полную зависимость одного лица от другого. Человек лишается всех прав и становится фактически вещью, собственностью «хозяина». Это положение позволяет осуществлять эксплуатацию. Для того чтобы заставить человека выполнять какую-либо услугу, используются различные способы принуждения.
Это может быть физическое насилие, угроза его применения или шантаж, который представляет собой угрозу распространения компрометирующих сведений (действительных или ложных) как о самом потерпевшем, так и о людях, репутация которых не безразличны для потерпевшего. Применение шантажа является квалифицирующим признаком п. «г» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ.
Объективная сторона – использование труда человека, находящегося на положении раба. При этом человек не может владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своего труда. Также «хозяин» владеет, пользуется и распоряжается самим человеком. Важно также, что человек не может отказаться от выполнения работы или оказания услуги. Характер выполняемой работы значения не имеет.
Субъективная сторона – УФВ в виде прямого умысла. Лицо осознает, что использует рабский труд, и желает извлечь из такого использования материальную выгоду.
Состав преступления – формальный.
Момент окончания преступления – с момента фактического использования виновным рабского труда, не зависимо от того, получил ли виновный выгоду имущественного характера или нет.
Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего преступления.
Объект – физическая свобода и право распоряжаться собой по своему усмотрению.
Дополнительный объект – жизнь, здоровье. Кроме того, дополнительный объект в статье 127.2 УК РФ – установленный порядок трудовой деятельности.
Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки в основном аналогичны с соответствующими признаками ст. 127.1 УК РФ.
Правильное толкование статьи правоприменителем позволит исключить ошибки в квалификации данных видов преступления, что позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями против свободы личности. Также важно уделять пристальное внимание профилактике и предупреждению этих преступлений. Профилактическая работа по предупреждению преступлений основывается на выявлении (в том числе по материалам уже расследованных преступлений) тех условий, которые облегчают или даже способствуют безнаказанному их совершению, и заключается в становлении этих условий, в создании обстановки, максимально затрудняющей или вовсе исключающей совершение таких преступлений в будущем.