Смекни!
smekni.com

Понятие и структура гражданских правоотношений (стр. 4 из 7)

Состав участников гражданского правоотношения может изменяться в порядке правопреемства, под которым понимают переход прав и обязанностей от одного лица – правопредшественника к другому лицу – правопреемнику, заменяющему его в правоотношении. Закон различает универсальное (общее) и сингулярное (частное) правопреемство. При общем правопреемстве правопреемник в результате одного юридического акта занимает место правопредшественника во всех правоотношениях (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо). Общее правопреемство наступает при реорганизации юридических лиц – при слиянии права и обязанности в полном объеме переходят к вновь возникшему юридическому лицу; при принятии наследства наследники становятся участниками тех правоотношений, в которых участвовал наследодатель. Частное правопреемство – правопреемство в одном или нескольких правоотношениях. Примером частного правопреемства служит замена кредитора в правоотношении в связи с уступкой права требования (ст.382 ГК) и замена должника при переводе долга (ст.391 ГК).

Правопреемство не допускается в тех случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, право на получение алиментов и т.п.) либо имеется прямое запрещающее предписание закона.

2.2. Объекты гражданских правоотношений

Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст.128 в качестве объектов гражданских правоотношений рассматривает вещи, работы и услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

По вопросу об объекте гражданского правоотношения в литературе высказываются различные мнения. Одни авторы считают, что в качестве объекта гражданского правоотношения всегда выступают вещи. Изложенное мнение об объектах гражданских правоотношений является в настоящее время господствующим в российской правовой науке. При этом многие ученые, которые высказывают данную точку зрения, допускают ошибку, превращая названные выше объекты в объекты непосредственного воздействия субъективных прав и обязанностей.[3] Кроме того, законодатель употребляет в ст.128 ГК выражение «объекты гражданских правоотношений». Между тем на объекты могут воздействовать действия субъектов правоотношений, вещи не способны реагировать на воздействие со стороны правоотношения как определенного рода связи между людьми. Лишь поведение человека, направленное на вещь, способно вызвать в ней соответствующие изменения.

Известное распространение получила теория, в соответствии с которой единственным объектом гражданского правоотношения является поведение людей.[4] Однако не всякое поведение человека составляет объект правоотношения. Так, нельзя рассматривать в качестве объекта поведение людей в процессе их взаимодействия в рамках существующего между ними правоотношения. Это поведение составляет содержание гражданского правоотношения. Только поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные и нематериальные ценности, может выступать в качестве объекта гражданского правоотношения.

Появилась также теория многоступенчатого объекта гражданского правоотношения. Первоначально она была предложена О.С. Иоффе и явилась логическим следствием тройного понятия содержания гражданского правоотношения. О.С. Иоффе различает три вида объектов правоотношения: 1) юридический объект – поведение обязанного лица, 2) идеологический объект – воля участников правоотношения, 3) материальный объект – вещь или иное благо, с которым связано регулируемое правом общественное отношение и на которое направлено поведение участников правоотношений.[5]

Ю.К. Толстым был предложен новый вариант многоступенчатой теории объекта, согласно которому в правоотношении имеются два объекта: общий объект (фактическое отношение, на которое воздействует правоотношение) и специальный объект в виде вещи или продукта духовного творчества.[6] Основным недостатком теории многоступенчатого объекта гражданского правоотношения является выбор неправильных способов индивидуализации гражданского правоотношения в общей системе общественных отношений, с которым оно связано и должно взаимодействовать.

В последнее время появилась еще одна теория гражданского правоотношения, по существу примыкающая к теории многоступенчатого объекта. Это – теория о сложном объекте гражданского правоотношения, выдвинутая М.И. Брагинским и В.В. Витрянским. Согласно данной теории договорное правоотношение, связанное с передачей имущества, имеет сложный объект, включающий в себя как действия обязанных сторон, в том числе действия по передаче и принятию имущества (объект первого рода), так и само имущество (объект второго рода).[7] В данном случае в части действий сторон происходит перемещение действий из содержания правоотношения в его объект, с чем трудно согласиться. Таким образом, исчезает структурная основа не только для разграничения понятий «содержание» и «объект» гражданского правоотношения.

Поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные блага, и составляет объект гражданского имущественного правоотношения. При этом необходимо различать поведение субъектов гражданского правоотношения в процессе их взаимодействия между собой и их поведение, направленное на материальное благо. Первое образует содержание гражданского имущественного правоотношения, а второе – его объект. Так, взаимодействие подрядчика и заказчика составляет содержание правоотношения, возникающего из договора подряда, а деятельность подрядчика по выполнению предусмотренных договором работ объект указанного правоотношения. Как правило, механизм воздействия гражданского имущественного правоотношения своим содержанием на объект следующий: управомоченная сторона своим поведением воздействует на обязанную сторону, которая под влиянием этого и совершает действия, направленные на соответствующие материальные блага.

В отличие от имущественного, в личном неимущественном правоотношении в качестве объекта выступает поведение сторон, направленное на различного рода нематериальные блага, такие, как честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юридического лица и т.д. Однако в любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека.

В действительности поведение участников правоотношений невозможно рассматривать изолированно от тех объектов, по поводу которых оно осуществляется, т.к. такое поведение не является беспредметным и бесцельным. Смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданских прав) заключается в установлении для них определенного гражданско-правового режима, т. е. возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный гражданско-правовой результат. Ясно, что такой режим на самом деле устанавливается не для различных благ, а для людей, совершающих по поводу этих благ различные юридически значимые действия. Иначе говоря, он определяет именно поведение участников правоотношений, касающееся соответствующих материальных и нематериальных благ.

К числу материальных благ как объектов гражданских правоотношений относятся вещи, а также результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму (например, результат строительства или ремонта какого- либо материального объекта). В этом смысле материальным благом может являться не только вещь, но и деятельность по созданию или улучшению вещей, и даже деятельность по оказанию иных материальных услуг. Поэтому в данную группу объектов включаются и услуги, не сопровождающиеся созданием или изменением вещей, но создающие известный полезный эффект материального, хотя и не обязательно овеществленного характера.

К нематериальным благам относятся результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т. п.) и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты (объекты «промышленных прав» в виде промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований и т. д., отдельные виды информации и т. п.), а также личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой. Нематериальные блага, за исключением личных неимущественных, также приобретают экономическую форму товаров, что и дает им возможность становиться объектами имущественного оборота (объекты исключительных прав).

Таким образом, объекты гражданских прав (правоотношений) – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. К ним относятся:

1) вещи и иное имущество, в том числе имущественные права;

2) действия (работы и услуги либо также их результаты как вещественного, так и неовеществленного характера);

3) нематериальные объекты товарного характера (результаты творческой деятельности и способы индивидуализации товаров и их производителей);

4) личные неимущественные блага ( ст. 128 ГК РФ).

Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Вещи являются результатами труда, имеющими в силу этого определенную материальную ценность. К ним относятся не только традиционные орудия и средства производства или разнообразные предметы потребления. Вещами являются наличные деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ). Вещи становятся объектами права собственности и других вещных прав. Ряд обязательственных отношений также связан с вещами, имея их объектом соответствующих действий обязанной стороны (должника), например, в обязательствах купли-продажи, аренды, подряда, перевозки грузов, причинения вреда имуществу.