Целями данного вида деятельности может быть обнаружение носителей доказательственной и другой информации, ее собирание и использование, реализация иных криминалистических, а также правовых решений. Эти цели претворяются в жизнь путем решения самых различных задач (обнаружения следов преступления, получения исходной и промежуточной информации, устранения противоречий, изобличен)» во лжи, проверки алиби и т.д.).
При этом активность следователя, его партнеров по взаимодействию может быть направлена на различные искомые и познаваемые объекты (события, обстоятельства, факты, предметы, документы).
На «вооружении» работников органов дознания и предварительного следствия находятся всевозможные средства решения задач следственных действий. При их производстве применяются: средства криминалистической и иной техники: методы и методики поиска и исследования объектов полевых условиях; приемы и правила организации работы, получения, анализа и использования информации; мысленные и материальные модели; профессиональные знания и навыки следователей, специальные познания экспертов: правовая и криминалистическая информация и другие средства.
Цель и средства ее достижения находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, взаимосвязи при определяющей роли цели следственного действия. Структура и содержание целей – задач следственного действия по ходу его выполнения – могут видоизменяться в силу изменения ситуации, что приводит к необходимости корректировки реализуемой программы деятельности. Коренное изменение ситуации может привести к возникновению новой цели, что ставит следователя в условия необходимости принятия решения об экстренном приостановлении выполняемого действия либо об отказе от его дальнейшего производства и начале другого следственного действия.
Так, проверка показаний на месте может перерасти в дополнительный осмотр места происшествия в случае получения данных, указывающих не неполноту первичного осмотра, а следственный осмотр – в эксперимент, если возникла необходимость в совершении опытных действий, не планируемых ранее. В следственной практике имеются примеры того, как в процессе осмотра жилого помещения подчас возникает необходимость в прекращении данного следственного действия и в срочном проведении обыска. Каждое следственное действие имеет свою динамично развивающуюся структуру (механизм, процедуру), отражающую особенности поэтапного решения, технологию исследования поставленных задач.
Результаты следственного действия – это его итоги, то, что достигнуто в ходе реализации цели. Промежуточные результаты, достигнутые в ходе следственного действия, используются для оптимизации процесса решения других задач данного действия (для формирования и постановки новых вопросов, проверки собранных ранее сведений, получения сведений о других, прежде неизвестных носителях информации и т.д.), а также для организации, проведения и оптимизации следственных действий, производимых параллельно. Анализ и оценка всего комплекса результатов завершенного следственного действия позволяют разработать либо скорректировать ранее созданную программу дальнейшего расследования.
И, наконец, следует сказать о том, что, как и любое иное событие материального мира, следственное действие протекает в тех или иных временных и пространственных границах, имеет свое начало и завершение. Где бы не выполнялось данное действие, оно всегда имеет окружающую среду, обстановку, на фоне под прямым или опосредованным воздействием которой осуществляется.
Одной из задач криминалистического исследования следственного действия является разработка оптимальной функциональной модели данного объекта, отражающей его организационно-технологическую структуру, динамичный механизм его развития.
Существуют четыре типа (уровня) такого рода типовой информационной модели:
· общая модель
· модели определенных групп криминалистически сходных видов следственных действий
· модели отдельных видов следственных действий
· модели тех или иных разновидностей следственных действий.
Информационное значение общей модели состоит в том, что она способствует формированию общего представления о криминалистической сущности следственного действия и таких сторонах, элементах, связях механизма его развития, которые повторяются во всех случаях при производстве самых различных следственных действий.
Остальные модели представляют собой соответствующие варианты интерпретации на том или ином уровне общей модели следственного действия, ее конкретизации, наполнения отдельных ее звеньев специфическим содержанием на основе учета своеобразия отдельных групп, видов и разновидностей следственных действий и ситуаций, для разрешения которых они проводятся.
Процесс развития следственного действия состоит из четырех стадий:
5. принятие решения о производстве следственного действия;
6. организационно-тактическое обеспечение следственного действия (стадия подготовки);
7. общеориентирующее и детальное исследование (операциональная, рабочая часть следственного действия);
8. заключительная стадия.
В свою очередь, каждая из указанных стадий состоит из ряда элементов (подстадий, частей). Базовым, определяющим элементом структуры следственного действия, на котором строится вся логически развивающаяся конструкция этого вида деятельности, является построение мысленной модели и осуществление многофакторного анализа сложившейся следственной ситуации.
Указанная модель строится на основе изучения и осмысления имеющихся фактических данных, а также использования знаний, почерпнутых из типовых информационных моделей аналогичных ситуаций.
Во внимание принимаются все элементы и связи ситуации как в их статичном, так и динамичном аспектах (сведения об известных обстоятельствах, неустановленные факты, время, прошедшее с момента.
3.2. Значение формы планов и вспомогательной документации
План расследования по форме может быть устным и письменным. В следственной практике чаще всего используется письменная форма, как наиболее эффективная, не требующая от следователя удерживать в памяти содержание плана, перечень выясняемых обстоятельств, мероприятий, сроков и очередности их выполнения.
Устным (мысленным) планом следователь ограничивается главным образом в начале расследования, когда выполняет неотложные следственные действия на месте происшествия и у него пока нет возможности составить письменный план. В этот момент он также не может обойтись без планирования расследования и должен с самого начала действовать по определенному, пусть мысленному, но всесторонне продуманному плану, иначе его работа по делу сразу, же приобретает хаотический характер и, как правило, малоэффективна.
Выполнив все неотложные мероприятия, следователь приступает к составлению письменного плана расследования. В нем находят отражение выдвинутые им следственные версии, вопросы (обстоятельства), подлежащие выяснению по каждой из них, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, необходимые для проверки версий, сроки и очередность их выполнения.
Если применяется бригадный метод расследования, руководителем следственно-оперативной группы с участием всех ее членов составляется общий план расследования по делу и, кроме того, каждый следователь составляет свой, индивидуальный план расследования.
Конкретное содержание индивидуальных планов зависит от того, как распределены обязанности между членами группы и какое задание получил каждый.
На практике распределение обязанностей происходит по-разному.
В одних случаях работа группы строится по версиям, когда каждый следователь осуществляет проверку одной или нескольких намеченных версий; в других – она организуется поэпизодно, и каждому члену группы поручается исследовать тот или иной эпизод или несколько взаимосвязанных эпизодов преступления; в-третьих, – если преступления совершались в нескольких городах, регионах, члены группы распределяются по этим регионам, выезжают на места м проводят расследование.
Иногда бывает целесообразным кому-то из членов следственно-оперативной группы поручить выполнение определенных следственных действий, например, производство обысков, подготовку всех экспертных исследований и т.д. По групповому уголовному делу нередко практикуется распределение работы следственно-оперативной группы в зависимости от количества обвиняемых. При этом каждому следователю поручается исследование всех фактов преступной деятельности того или иного обвиняемого, привлеченного по делу.
Структура и содержание индивидуальных планов расследования во всех приведенных случаях будут различны. Например, при региональном и поэпизодном принципе распределения работы следственно-оперативной группы индивидуальные планы будут походить на типовой план расследования и содержать все его основные реквизиты. Если же следователю (или оперативному работнику) поручена лишь подготовка и проведение по делу каких-то определенных следственных (или оперативно-розыскных) действий, то, очевидно, его индивидуальный план расследования будет фрагментарным, ограниченным рамками следственного действия (или оперативно-розыскного мероприятия).
По групповым и многоэпизодным уголовным делам наряду с общим и индивидуальными планами расследования используются вспомогательные средства планирования (документация):