Мораль оказывается возможной потому, что человек, живущий в культуре и общающийся с себе подобными, обладает самосознанием. Он отделяет себя от мира, обладает чувством «я», переживает себя как целостность, отличную от всего иного. Только такой суверенный субъект способен определенным образом относиться к своим поступкам, чувствам и мыслям, оценивать их, брать на себя ответственность за совершенное. Самосознание дает людям понимание их смертности, конечности, и это тоже способствует моральной рефлексии, ибо осознаваемая смерть — это тот рубеж в будущем, до перехода через который надо успеть стать на путь добра. Смерть имеет обязывающее значение — она обязывает к непрестанному моральному усилию ради других людей, ради совершенствования собственной души и ради торжества высших начал в мире.
Моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических материальных и физиологических нужд, дабы подчинить поступки нравственным правилам и принципам. Людям дано не просто «переживать» некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять свой страх и поощрять храбрость. Свободный выбор — это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних обстоятельств, это акт личного решения, выражение индивидуальности субъекта.
В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры — Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других — подчеркнуто сухо, холодно.
Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное — смерть — с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Таким образом, в нравственности наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.
При употреблении понятия нравственность речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых межчеловеческих отношениях, а о тех, в которых выявляются “добро” и “зло”. Какие бы мы ни взяли понятия, отношения, действия в сфере морали, нравственности, - все они, так или иначе, имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. Большинство отношений в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и зла в разных сторонах жизни. Честность - это явно добро, а нечестность - зло. То же самое со справедливостью и несправедливостью, порядочностью и непорядочностью, милосердием и жестокостью, и т. д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил (осознал) значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто, и видимо правильно, считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.
Другие нравственные ценности не просто связаны с добром, но почти все (во всяком случае основные) лишь модифицируют его как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным это и значит быть прежде всего добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру. Добродетелен тот, кто намерен делать и делает добро, реализует его в своем отношении к другим людям. Добро может реализоваться и через честность, правдивость, и через ответственность, порядочность, милосердие, совестливость.
И в любой из его модификаций добро может быть и бывает значимым, полезным. Оно полезно, во-первых, для того, в отношении к кому реализуется. Во-вторых, что осознается не сразу, добро полезно и для того, кто его делает. И потому, что доброе отношение может вызывать такое же ответное. И потому, что даже безответно творимое добро способно согревать душу творящего. И потому, что именно добрые отношения и дела явно приносят пользу обществу, в котором живет человек. Вся этика утилитаризма построена, исходя из представлений о полезности, разумности осуществления добра.
И именно поэтому добро, а не зло в любом обществе оказывается нормой отношений и поведения. Все эти “не убий”, “не укради”, “не лги”, “не прелюбодействуй”, все моральные кодексы фиксируют уже не просто полезность добра, как таковую (и вредность зла), а обязательность и нормативность добра. Человеку диктуется, что его долг иметь именно добрые намерения и делать добрые дела. При этом сами по себе полезность, разумность добра могут уходить на второй план или как бы совсем отсутствовать. Во всяком случае отсутствовать применительно к каждой конкретной норме нравственного поведения.
Норма нравственного поведения может выступать как внешняя, вынуждающая человека делать добро и не делать зла. Но эта же норма может быть и внутренне принятой, пережитой, выражающей не только должествование, но и идеал нравственного отношения, поведения человека. Идеал не абстрактный, а личностный, живой. Тогда норма становится органичной.
Преступление (уголовное преступление) — это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
Преступление в самом общем понимании представляет собой форму девиантного (отклоняющегося) поведения человека.
Более развернутой формулировкой преступления является следующая: «Преступлением или уголовным правонарушением является вред, запрещенный правом, независимо от того, является ли он также деликтом, нарушением договора или нарушением доверия, главным последствием которого будет то, что преступник, если найден и подлежит уголовной ответственности, преследуется в уголовном порядке от имени государства и, если будет признан виновным, наказывается».
Таким образом, преступления против общественной нравственности можно определить как общественно опасные деяния, посягающие на общественную нравственность и причиняющие существенный вред, который наносится не только отдельному человеку, но и многим людям, а также нравственным устоям общества.
Общественная опасность преступлений, предусмотренных в статьях 270 – 276 Уголовного кодекса, объясняется их отрицательным воздействием в первую очередь на нормальное физическое и психологическое развитие несовершеннолетних.
1.2 Краткая характеристика развития законодательства в сфере соблюдения норм общественной нравственности
«Система преступлений против нравственности в законодательстве многих государств сформировалось в XIX веке. При этом наметились два основных подхода. В одних странах посягательством на нравственность стали рассматривать любые преступления, связанные с половыми отношениями: изнасилование, вовлечение в проституцию, соблазнение несовершеннолетних и так далее. В других – общественная нравственность ставилась под охрану не самостоятельно, а в связи с некоторыми объектами, например, с преступлениями против семьи – во Франции».
По положению о наказаниях в Российской Империи преступления против нравственности рассматривались как часть преступлений против «общественного благоустройства и благочиния» и были самостоятельной разновидностью преступлений против общества: совращение несовершеннолетних, противоестественные пороки (мужеложство), изготовление, распространение, опубликование сочинений, противных добрым нравам и благопристойности.
Уголовное положение 1903 года связано с преступлениями против общественной нравственности уже несколько иной круг деяний. Любодеяние, сводничество, мужеложство были отнесены к главе « О непотребстве» и помешены в число преступлений против отдельных лиц. Что же касается общественной нравственности, то и жестокое обращение с душевнобольными, обращение в нищенство или в безнравственное занятие лица, моложе 17 лет, а также некоторые самостоятельные составы за деяния, связанные с употреблением алкоголя и организацией увеселительных заведений для употребления спиртных напитков и запрещенной игры, преступления против веры рассматривалось как похищение или поругание действием умершего, преданного или еще не преданного земле.
В XIX в. активно преследовалась так называемая порнографическая литература.
В поле власти, стремившемся регулировать поле сексуальности, входила и церковь. Ватикан активизировал начатую еще конце XVI в., практику издания так называемого Индекса – списка запрещенных книг эротического содержания. Ныне в Индексе содержится более четырех тысяч книг, не рекомендуемых ни в одном переводе для прочтения католиками. В их число, в частности , входят романы О.Бальзака, Э. Золя, А.Моравио и т.д.