Подведя итог, выявим наиболее полное определение правосознания. Являясь компонентом системы общественного сознания, правосознание представляет собой специфическое структурное образование. С одной стороны, оно подчиняется общим закономерностям, характерным для всех форм общественного сознания. С другой стороны, обладает характерной чертой, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование в структуре всего общественного сознания.
1.2 Структура и функции правосознания
Правосознание – сложное структурное образование, в котором представители юридической науки выделяют, как минимум, два компонента: рациональный (называемый правовой психологией)[4].
Правовая идеология должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласия различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода командно - бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок[5].
В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологии, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, другие факторы. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Правовая психология-это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются:
- органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, быт, в культуру личности;
- ее самооценка, то есть умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это - свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. Как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение. Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами. Основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная и идейно-воспитательная[6].
Познавательная функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее, с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству; к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности; к правоохранительным органам; к своему правовому поведению. В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально – эмоционально – волевое, именуемое правовой установкой. Существует предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно – правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения[7].
Подытожив вышесказанное, хотелось бы сказать о том, что разграничение на функций облегчает понимание и помогает выявить слабые места в правосознании юристов.
2 Особенности видов правосознания
Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства.
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
Виды деформации правосознания:
Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
"Перерождение" правосознания - крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности.
Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям.
Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права[8].
Нигилизм вообще (от лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.
Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.
В завершении нужно заметить, что правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты , приведенные выше.
Термин "деформация" (от лат. deformatio - искажение), не являясь юридическим термином, означает в естественных науках "изменение взаимного расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними, в результате внешнего воздействия". В настоящее время данный термин широко используется всеми юристами-теоретиками, что показывает его удачность и точность отражения процессов, протекающих в правосознании индивида. Термин "деформация" применяется в юриспруденции для характеристики тех устойчивых изменений психики субъектов, которые определяют его негативное отношение к праву и причины неправомерного поведения. Проблема деформации правосознания затрагивалась как дореволюционными, так и современными отечественными философами и правоведами в рамках теории правосознания. Можно выделить три периода в изучении проблем деформации. На первом этапе, проходившем с конца XIX в. по 1917 г., термина "деформация" как такового не существовало, однако использовался термин "кризис правосознания", который трактовался в основном с философских позиций.[9]