Смекни!
smekni.com

История государства и права зарубежных стран 9 (стр. 3 из 6)

Таким образом, наследование земли послужило толчок к возникновению частной собственности, но огороженная земля свободного франка в те времена частной собственностью еще не являлась.

6. Может ли Дагобер в возмещение долга самовольно забрать землю у брата Хильперика, запахать и засеять ее?

Дагобер не мог самовольно забрать землю, потому что существовал определенный порядок истребования долга, который необходимо было соблюдать. Этот порядок закреплен в титуле L. Об обязательстве:

«§ 1. Если кто, свободный или лит, даст другому обязательство, тот, кому дано обязательство, по истечении 40 суток, или установленного между ними срока, должен явиться к его дому в сопровождении свидетелей, и с тем, кому надлежит произвести оценку имущества. И если должник не пожелает выплатить по обязательству, он, сверх обозначенного в обязательстве долга, присуждается к уплате 15 сол.§ 2. Но если он будет упорно отказываться от уплаты по обязательству, кредитор должен призвать его на суд и …ходатайствовать о скорейшем принуждении… Затем тот, кому дано обязательство, должен торжественно потребовать, чтобы должник никому другому ни платил… И поспешно, в тот же день… со свидетелями должен явиться в дом должника и просить об уплате долга. Если он не пожелает исполнить этой просьбы, пусть назначит ему срок для судебного разбирательства; в таком случае долг увеличивается на …3 сол… И если в третий раз не согласится уплатить, тогда долг пусть увеличится на …9 сол.».

7. Какие правонарушения совершены Драгобером, какая ответственность его ожидает?

-сломал изгородь,

-запахал часть земли должника

-засеял часть земли должника

Драгобер за то, что он сломал изгородь должен будет заплатить 15 солидов: «Если же кто сломает чужую изгородь, присуждается к уплате 15 сол.». (приб. 8 § 15 титула ХХVII О различных кражах).За то, что он запахал чужое поле без позволения хозяина, будет платит 15 солидов: «Если кто запашет чужое поле, без позволения хозяина, присуждается к уплате 15 сол.» (§ 24 титула ХХVII О различных кражах).А за то, что он его засеял – заплатит 45 солидов: «Если же кто засеет его, присуждается к уплате …45 сол.» (§ 25 титула ХХVII О различных кражах).

2. Сравнительная характеристика Конституции Германии 1919г. и Конституции ФРГ 1949г.

В ходе ноябрьской революции 1918 г. в Германии была ликвидирована монархия, юридически закрепленная имперской кон­ституцией 1871 г., монархическая форма правления упразднена во всех союзных землях федерации. В декабре 1918. состоялся Всегерманский съезд советов, на котором, под влиянием Социал-демократической партии Германии (СДПГ), было принято решение о созыве Учредительного собрания. Выборы в Учредитель­ное собрание, которому предстояло при­нять новую конституцию, проходили в ян­варе 1919 г. Избирательным правом пользовались мужчины и женщины старше 20лет, пассивное право было ограничено цензом гражданства более 1 года. На выборах одержали победу социал-демократы: СДПГ – 40%, НСДПГ (Независимая социал-демократическая партия) - 5%. Правительство решило созвать Собрание в г.Веймаре.

Веймарское Национальное собрание (6 февраля 1919г. – 21 мая 1920г.) завершило процесс установления государственной власти и выполнило учредительные функции, приняв новую конституцию Германии. Веймарская конституция вступила в силу с 14 августа 1919г.

Конституция 1919г. провозгласила Германию республикой с президентско - парламентским правлением. О том, что формой правления в Германии является республика сказано в ст. 1 Веймарской Конституции: «Германская империя - республика. Государственная власть исходит от народа» (Ст.1).

Веймарская кон­ституция объявила Германию по форме государственного устройства федерацией.

Земли Германской империи должны были иметь свои законодательные органы - ландтаги - и свои конституции. В соответствии со ст.17 Конституции: «Каждая область должна иметь республиканскую конституцию. Народное представительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права … на началах пропорционального представительства». Ландтаг представлял собой местный земельный парламент. Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. Порядок распределения законодательных прав между империей и землями основывался на главном принципе преимущества общеимперского законодательства: «Имперское право имеет перевес над областным правом…» (ст.13).

Все земли имели равные права, но они были существенно ограничены в связи с расширением сферы общеимперского законодательства. Исключительную компетенцию общегерманских властей в соответствии со ст.6 Конституции составляли:

1. внешние сношения и отношения с колониями

2. гражданство, свобода передвижения, иммиграции и эмиграции

3. оборона

4. монетное и таможенное дело

5. почтовое и телеграфное дело.

Помимо этого законодательству империи подлежали также (ст. 7 и ст.10):

1. гражданское и уголовное право

2. судопроизводство

3. здравоохранение

4. Судопроизводство

5. Основы гражданского и уголовного права

6. Здравоохранение

7. Регулирование вопросов торговли, предпринимательства, транспорта

8. Социальные вопросы

9. Сфера культуры, образования

10. Поземельные отношения

11. Погребальное дело

Империя также устанавливала принципы налогообложения, включая возможность изъять из компетенции земель сбор тех или иных местных налогов (ст.8): «Империя располагает, далее, законодательной властью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для ее целей. Ели империя отнесет к себе какие-нибудь налоги или прочие доходы, которыми раньше распоряжались области, то ей надлежит позаботиться о сохранности жизнеспособности областей»

Таким образом, не оставалось практически ни одного вопроса, по которому не могло быть принято общегосударственного постановления. Но значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право приводить в исполнение имперский закон, если «имперский закон не постановил иначе» (ст. 14).

Взаимоотношения разных государственных институтов определялись на основе принципа разделения властей.

Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата).

Высшим законода­тельным органом Германии объявлялся рейхстаг, избираемый на четы­рехлетний срок (ст. 23), на основе все­общего избирательного права, прямым и тайным голосованием, причем депутат­ские места распределялись по пропорцио­нальной системе (ст.22).

Для выборов в рейхстаг Германия де­лилась на 35 больших избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим избирательным списком. «Депутаты рейхстага являлись представителями всего народа. Они подчинялись только своей совести и не связаны мандатами» (ст. 21).

Для принятия рейхстагом постановлений достаточно было простого большинства голосов (ст.32). Рейхстаг также был наделен правом изменять Конституцию. Принятия конституционных поправок в рейхстаге происходило квалифицированным большинством голосов членов, т.е. на заседании должны были присутствовать 2/3 законного числа членов и, по крайней мере, 2/3 присутствующих депутатов должны быть согласны на изменение (ст.76)

Верхней палатой общегерманского пар­ламента являлся рейхсрат, который, как указывается в ст. 60 Конституции, утверждается «для представительства гер­манских областей в законодательстве и управлении империи». Рейхсрат формируется из представителей правительств отдельных земель. Каждая земля должна иметь, по крайней мере, один голос. Более крупные области получают по 1 голосу на 700 тыс. жителей, но ни одна область не может быть представлена более чем 2/5 всех голосов (ст.61).

Права рейхсрата были главным образом консультативными и контрольными. Так, рейхсрат должен был постоянно держаться в курсе имперских дел (ст. 67). Конституция также предоставляла рейхсрату право опротестования законов, принятых рейхстагом (ст. 74). При разногласии палат реше­ние принадлежало президенту: он мог в трехмесячный срок либо ут­вердить закон, либо произвести народное голосование (п.3 ст. 74).

Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству: «Законопроекты вносятся либо имперским правительством, либо по инициативе членов рейхстага. Имперские законы издаются рейхстагом» (ст. 68).

Но «внесение законопроектов имперским правительством требует согласия рейхсрата» (ст. 69). Если же между имперским правительством и рейхсратом соглашение не было достигнуто, то имперское правительство может внести законопроект, но обязано представить мнение рейхсрата» (ст.69).

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, также обладал правом решения вопроса об изменении или внесении поправок в Конституцию. Для принятия такого решения в рейхсрате было «необходимо большинство в 2/3 поданных голосов» (ст. 76). Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о поправках в Конституцию мог служить поводом для народного голосования, «если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования» (п.2 ст. 76).

Особое внимание Конституция уделяла президентской власти. Согласно ст. 41 президент избирался «всем немецким на­родом» сроком на 7 лет, с неограничен­ным правом переизбрания» (ст.43). Он наделялся исключительно широкими полномочиями:

1.представлял империю в международных отношениях и заключал договоры с иностранными государствами (с согла­сия рейхстага) (ст. 45)

2.назначал и увольнял имперских чиновников и офицеров (ст. 46);

3.являлся верховным главнокомандующим всех вооружен­ных сил империи (ст. 47);

4.мог досрочно распускать рейхстаг и на­значать новые выборы, «не позже чем на 60-й день после роспуска» (ст. 25).

5.назначал и увольнял рейхсканцлера, возглавлявшего имперское правительство, и по предложению последнего имперских министров (ст.53).