Хотелось бы особо подчеркнуть, что прекращение действия общего правоотношения моментом возникновения конкретного правоотношения употреблено в строго определенном смысле.
Во-первых, имеется в виду, что оно непосредственно не воздействует на регулируемые отношения, которые уже опосредованы конкретным правоотношением. Во-вторых, статутные правоотношения в данном случае трансформируются в иную форму. В-третьих, общее статутное правоотношение как таковое продолжает существовать независимо от указанной трансформации, кроме той правовой возможности, которая уже реализовалась в действительность в конкретном правоотношении.
Конкретное правоотношение (возникновение, действие, возможные изменения и прекращение) составляет завершающую стадию регулирования общественных отношений посредством правовой системы, в которой укрупненными подсистемами являются нормативные, статутные и юридические средства реализационного характера. Эта стадия - самая сложная с точки зрения богатства правовых форм и их взаимодействия между собой, а также с теми отношениями, которые опосредуются конкретными правовыми связями.
Можно высказать следующие положения о стадиях механизма правового регулирования и месте в нем юридических фактов.
В научно-познавательной и прикладной целях необходимо выделять в правовом регулировании такой механизм, элементами, блоками, подсистемами которого являются нормативные и статутные средства, а также средства правореализационного характера.
1. Достоинство этого подхода заключается в возможности установить общие закономерности движения права в ходе регулирования общественных отношений. Ведь указанные стадии выполняют роль несущих конструкций системы права в статике и некой динамике. Но в таком подходе есть недостатки. Механизм, представленный тремя исходными элементами, не позволяет установить все пути, по которым происходит непосредственное правовое действие во взаимосвязи всех правовых средств на регулируемые отношения. Хотя на эту роль исходная конструкция системы права не претендует.
2. Каждая последующая стадия по правовому воздействию на регулируемые отношения является более сложной, насыщенной и разнообразной. Это связано с тем, что в цепи логического выявления действия права в статическом и динамическом состоянии познание идет от "абстрактного" к "мысленно конкретному", которое предстает развернутой системой правовых понятий, категорий, определений. Само право в каждом последующем "витке" более глубоко внедряется в регулируемые отношения, образуя общие, общеконкретные и конкретные правоотношения.
3. В представленном укрупненном механизме действия права каждый из блоков выглядит неким целым, внутренне не дифференцированным. Обладая автономностью, он имеет свои правовые закономерности, особенности, которые в полной мере раскрываются на автономном уровне, что и будет предпринято в последующих главах настоящей работы. По этой причине мы не включили в качестве стадии механизма правового регулирования средства правоприменительного характера, хотя, как известно, в научных изысканиях по данной проблематике такую стадию обычно имеют в виду и учитывают в качестве возможного завершающего звена системного действия права. Каждая из указанных стадий имеет свои средства правоприменительного характера, отличающиеся только ей присущими особенностями. Иными словами, выделение этой стадии возможно на уроне анализа одного из элементов исходного механизма правового регулирования.
4. На каждой стадии правого регулирования непосредственно действуют только ее правовые средства. Правовые же средства предшествующей стадии действуют здесь только опосредованно, т.е. посредством арсенала правовых средств, имманентно ей присущих. Однако они продолжают действовать в своих правовых границах. В той части, в какой осуществлена норма объективного права в статутном правоотношении, или последнее - в конкретном правоотношении, они признаются реализованными и находятся в "застывшем" состоянии. Процесс их восстановления связан с прекращением конкретного и статутного правоотношения.
5. Юридические факты в качестве волевых актов входят как элементы в каждую стадию механизма правового регулирования, представляя их сущностную основу.[11]
Юридический факт, порождающий конкретное правоотношение, одновременно влечет завершение в этой части действия статутного правоотношения. Точно так же, как юридический факт, вызывающий к жизни статутное правоотношение, приводит в этой части к осуществлению нормы объективного права. В то же время, если нормативные и статутные правоотношения завершают непосредственное действие благодаря последующему юридическому факту, конкретное правоотношение прекращается (по общему положению) посредством осуществления.
1.3. Классификация юридических фактов
Юридические факты чрезвычайно многообразны, отражают все богатство явлений внешнего мира. Но юридическое значение придается лишь тем из них, которые социально наиболее значимы и поддаются установлению с высокой степенью достоверности. Классификация юридических фактовпроводится по различным основаниям:[12]
1. По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния.
События — обстоятельства, наступление которых не зависит от человека, происходит помимо воли и желания людей.
Различают абсолютные и относительные факты — события.
Абсолютные события порождаются силами, не подконтрольными человеку, и поэтому именуются в праве как непреодолимая сила (природные, стихийные явления: землетрясения, течение времени и др.). С такими фактами право связывает отношения по оказанию государственной помощи пострадавшим, наследственные и другие правоотношения.
Относительные события — это обстоятельства, происхождение которых связано с действиями человека, но воля субъекта правоотношения в них не участвует. (Например, пожар вследствие случайно брошенного прохожим окурка порождает страховое возмещение вреда владельцу дома.)
Следует заметить, что развитие науки и техники увеличивает возможности человека в воздействии на процессы и явления природы. То, что сегодня не зависит от воли и сознания человека (жизнь и смерть, ливни и землетрясения), завтра может стать управляемым процессом. Область фактов — событий, таким образом, не остается неизменной.
Деяния — сознательно-волевые поступки человека, выраженные как в активных действиях, так и в воздержании от действий (бездействии).
По юридической природе деяния подразделяются на правомерные и неправомерные.
Правомерные деяния — это соответствующее праву поведение субъекта, влекущее позитивные правовые последствия. В свою очередь правомерные деяния делятся на юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты — такие правомерные действия, которые направлены на достижение определенного правового результата. Совершая юридические акты, субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правоотношения для себя, либо для других субъектов. (Например, совершение сделки, вынесение приговора судом и др.).
Юридические поступки — это такие правомерные действия, которые совершаются без определенной юридической цели, однако юридические последствия, тем не менее, возникают в силу указаний закона. Для юридического поступка не важно — сознавал ли субъект его правовое значение, желал или нет правовых последствий. Поэтому юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами. (Например, создание художественного произведения, нахождение клада и т. д.).
Неправомерные деяния — акты противоречащее праву и влекущее негативные юридические последствия поведение. По степени общественной опасности различают уголовные преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты и объективно-противоправные деяния. Их подробный анализ будет дан ниже.
2. По временному критерию (продолжительности существования) юридические факты делятся на разовые, выраженные в однократных актах (например, сделка) и длящиеся факты-состояния (состояние родства, болезни, гражданства, ранее — сословное состояние человека и др.).
3. По структуре юридические факты подразделяются на простые (единичные) и сложные — фактические юридические составы как совокупности фактов, необходимых для порождения определенных юридических последствий. Различают два вида фактических составов: а) построенных по принципу независимого (свободного) накопления элементов состава, где важно лишь простое их наличие (например, состав правонарушения как основание возникновения отношений юридической ответственности); и б) построенных по принципу последовательного накопления элементов, где юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке (например, для признания банкротом необходимо, чтобы факт неспособности удовлетворить требования кредиторов наступил до того, как эти требования будут заявлены в суде).