Смекни!
smekni.com

Личность и государство (стр. 5 из 6)

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также уста­новлены основания ограничений прав и свобод: "Права и сво­боды человека и гражданина могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоро­вья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства".

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запре­щая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, ра­совую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социаль­ного, расового, национального, религиозного или иного превос­ходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предус­матривает уголовную ответственность за нарушение националь­ного и расового равноправия; ст. 280 - за публичные при­зывы к насильственному захвату власти, насильственному удер­жанию власти или к насильственному изменению конститу­ционного строя; ст. 282 - за возбуждение национальной, ра­совой или религиозной вражды, унижение национального до­стоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной враж­ды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной.

В Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках наро­дов РСФСР" записано, что "недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих кон­ституционно установленным принципам национальной поли­тики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РСФСР и республик в составе РСФСР". Статья 28 этого За­кона указывает, что действия юридических и физических лиц, нарушающих законодательство РФ о языках народов РСФСР, влекут за собой ответственность и обжалуются в установлен­ном порядке в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Российское законодательство содержит и иные запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за не­законное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности обще­ства.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие све­дения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репута­цию гражданина, распространены в средствах массовой инфор­мации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах мас­совой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неиму­щественный) вред, причиненный гражданину в результате рас­пространения средствами массовой информации не соответству­ющих действительности сведений, порочащих честь и достоин­ство гражданина либо причинивших ему иной неимуществен­ный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и граж­данами в размере, определенном судом. Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям - государственной обществен­ной безопасности, здоровью и нравственности населения, инте­ресам других лиц.

Следует отметить, что кроме этих универсальных основа­ний права и свободы могут быть ограничены Законом в услови­ях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Консти­туции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного по­ложения для обеспечения безопасности граждан и защиты кон­ституционного строя в соответствии с федеральным конститу­ционным законом могут устанавливаться отдельные ограниче­ния прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подле­жат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".[30]

Заключение

Понятие личности относятся к числу «вечных тем», которыми занимались мыслители различных эпох: от древнейшего мира до настоящего времени. Проблема прав человека сравнима лишь с проблемой экологии. Как в центре внимания охраны и защиты окружающей среды находится человек, его жизнь, здоровье, его права на нормальные, благоприятные условия обитания, так и в системе ценностей гражданского общества человек - высшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной власти.

В РФ на сегодняшний день нет глубокого осмысления концепции обеспечения прав человека и гражданина, системы правозащитной деятельности. В любом случае на соблюдении прав человека отрицательно сказывается отсутствие теоретической разработки, подобной механизму осуществления прав и свобод личности.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства или подданства. Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина. Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею представляемой, и юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода».

Также в заключении хочется сказать о международном сотрудничестве в области прав человека которое не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по правам человека продолжается и сейчас.

Все сказанное выше не означает, того что права личности непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительно права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в решении проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

В то же время в современном мире резко возросла взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно – правовые акты

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. ( в ред. от 30 декабря 2006 г.). Ст. 158-168.

3. Гражданский Кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. (в ред. от 13 мая2008 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2008. 16 мая.

4. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июня 2001 года №95-ФЗ. (с изм. от 22 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950; 2008. №30 (часть 1). Ст. 3301.

2. Литература

1. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 2007. С. 254.

2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2005. С. 481.

3. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. М., 2006. С. 274.