Бандитизм и разбой совершаются только с прямым умыслом. Однако мотив совершения преступления для этих составов может быть разным. Мотив разбоя - всегда только корысть. При бандитизме возможны и низменные побуждения (месть и др.).
В разбое нападение - это необходимый элемент объективной стороны преступления, а при бандитизме нападение представляет собой цель создания банды, то есть является элементом субъективной стороны преступления или необходимым элементом объективной стороны, при участии в нападениях.
Разграничение между бандитизмом и разбоем, совершенным организованной группой с применением оружия, можно проводить и по субъекту преступления. В соответствии с действующим уголовным законодательством (ч. 1 ст. 20 УК РФ) уголовной ответственности за бандитизм подлежат лица, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет. Лица, не достигшие этого возраста, в случае участия их в банде подлежат уголовной ответственности за фактически содеянное на основании ч. 2 ст. 20 УК РФ (за убийство, разбой и т.д.). Кроме того, при бандитизме может быть специальный субъект, а при разбое — только общий (физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста)[33].
Бандитизм в отличие от разбоя считается оконченным преступлением с момента организации вооруженной банды, независимо от того, совершила ли она хотя бы одно нападение или нет. А факт участия в организованной группе, созданной для совершения разбоя, но еще не исполнившей ни одного нападения, следует рассматривать как приготовление к совершению разбоя.
2.2. Отграничение бандитизма от иных смежных составов преступлений. Проблемы квалификации.
Изучение судебной практики показывает, что иногда возникают ситуации, в которых следует проводить разграничение между бандитизмом и вымогательством (ст. 163 УК РФ). Такие случаи имеют место тогда, когда совершается вымогательство организованной группой, имеющей оружие, с применением насилия. Разграничение рассматриваемых преступлений должно проходить по следующим признакам: вооруженность присуща только бандитизму. При вымогательстве передача имущества или иных ценностей происходит после выдвижения соответствующего требования, при этом имеется разрыв во времени между этими двумя актами. Насилие со стороны требующего предполагается осуществить в случае, если потерпевший откажется выполнить выдвигаемые преступником требования имущественного характера. Угроза насилия переносится на будущее, и оно может иметь место не только в отношении лица, к которому предъявляются незаконные требования передачи имущества, но и в отношении его близких, или оглашении о них или о самом потерпевшем позорящих сведений. При бандитизме, даже если преступники требуют выдать материальные ценности, хранящиеся или имеющиеся у потерпевшего, угроза применения насилия носит вполне реальный и определенный характер, а последнее означает, что она будет исполнена в данный момент, и выдача имущества требуется незамедлительно. Нападение при бандитизме носит внезапный и насильственный характер. Для вымогательства более характерно обещание в будущем исполнить конкретную угрозу, если не последует передача имущества[34].
Несмотря сходство бандитизма с пиратством ("морским разбоем") (ст. 227 УК РФ), все различия, приведенные выше для разбоя, совершенного вооруженной организованной группой, применимы и в этом случае. Кроме того, пиратство возможно только в море или на реке, тогда как бандитизм местом его совершения не ограничен; пиратство допустимо только по отношению к морскому или речному судну, в то время как бандитизм в выборе предмета преступления законом не лимитирован.
Бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ). Преступное сообщество (преступная организация) характеризуется более высокой степенью организованности и сплоченности по сравнению с организованной группой, каковой является банда, определяемая в соответствии со ст. 209 УК РФ как устойчивая вооруженная группа лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан и организации[35].
Одной из основных характеристик преступного сообщества является, прямо указанная в ч. 4 ст. 35 УК РФ, сплоченность. Под сплоченностью, по действующему законодательству, следует понимать такую тесную связь между всеми участниками, при которой наиболее тщательным образом распределены все связи и обязанности не только между всеми членами, но и отдельными группами, составляющими такое сообщество. Сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, руководители которых подчиняются общему руководителю сообщества в целом. Сущность преступного сообщества как организованной группы особого рода состоит в объединения лидеров и активных участников устойчивых преступных групп, направленном на создание благоприятных условий для совершения преступлений другими лицами путем консолидации преступной среды. Банда - это всегда вооруженная организованная группа, в то время как преступное сообщество может не иметь ни одной единицы оружия, так как может создаваться для совершения таких преступлений, которые не требуют для их совершения применения оружия, например, при совершении экономических преступлений. Если же члены преступного сообщества, имея оружие, совершают нападения на организации, учреждения, предприятия и граждан, то их деятельность должна квалифицироваться по совокупности ст. ст.210 и 209 УК РФ.
Банда всегда организуется для совершения нападений, целью которых, как правило, является совершение общественно опасных деяний, связанных с завладением чужим имуществом или даже совершения в связи с этим убийств, т.е. общественно опасные последствия бандитских нападений вписываются в понятие тяжкого или особо тяжкого преступления. Однако круг таких общественно опасных последствий более ограниченный, чем при объединении организованных групп в преступное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Преступное сообщество может объединять в себе не только отдельные организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Банда же состоит из рядовых членов и руководителя[36].
Подводя итог этой главы, мы приходим к следующим выводам:
1)особенностью бандитизма является то, что он содержит в себе
объективные и субъективные признаки, присущие многим составам
преступлений;
2)в действующем законодательстве норма о бандитизме не отграничена четко от смежных составов преступлений;
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Действующим уголовным законодательством создана коллизия между бандитизмом и разбойным нападением, совершенным вооруженной организованной группой, так как определения «организованная группа» и «вооруженность» являются признаками обоих составов преступлений. Кроме того, в Общей части УК РФ законодатель установил формы соучастия, перечень которых, в соответствии с толкованием нормы права являются исчерпывающим: группа без сговора, группа по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество(преступная организация)(ст.35 УК РФ). Однако в Особенной части УК РФ предусмотрена ответственность за создание отличной от установленных формы соучастия – банды (ст.209 УК РФ). А так как эта форма соучастия не разъяснена по вопросу соотношения, то это породило разное ее понимание учеными и практиками, и как следствие – неверная квалификация преступных деяний. Как результат – переквалификация со ст.209 УК РФ на другие составы преступлений.
Поэтому, необходимо дополнить ст.35 УК РФ еще одной формой соучастия – «банда», которую при этом требуется выделить признаками, качественно отличающими ее от других разновидностей соучастия.
Серьезную сложность в следственно – судебной практике представляет неопределенность в трактовке понятий уголовно – правовых, таких признаков банды, как устойчивость и нападение, что не способствует успешной борьбе с бандитизмом и создает размытость в соотношении понятий «устойчивость» и «сплоченность»[37].
Кроме того, необходимо изменение концепции по объективному соотношению бандитизма, так как психическая деятельность членов банд, непосредственно связанная с совершением преступлений, не связана с посягательством на общественную безопасность. Поэтому основным объектом бандитизма является не общественная безопасность, а собственность, что должно способствовать изменению места рассматриваемого явления в системе уголовного права[38].