Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика бандитизма (стр. 4 из 6)

Бандитизм и разбой совершаются только с прямым умыслом. Од­нако мотив совершения преступления для этих составов может быть разным. Мотив разбоя - всегда только корысть. При бандитизме воз­можны и низменные побуждения (месть и др.).

В разбое нападение - это необходимый элемент объективной стороны преступления, а при бандитизме нападение представляет собой цель создания банды, то есть является элементом субъективной стороны преступления или необходимым элементом объективной стороны, при участии в нападениях.

Разграничение между бандитизмом и разбоем, совершенным ор­ганизованной группой с применением оружия, можно проводить и по субъекту преступления. В соответствии с действующим уголовным законодательством (ч. 1 ст. 20 УК РФ) уголовной ответственности за бандитизм подлежат лица, которым на момент совершения преступ­ления исполнилось 16 лет. Лица, не достигшие этого возраста, в слу­чае участия их в банде подлежат уголовной ответственности за фак­тически содеянное на основании ч. 2 ст. 20 УК РФ (за убийство, раз­бой и т.д.). Кроме того, при бандитизме может быть специальный субъект, а при разбое — только общий (физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста)[33].

Бандитизм в отличие от разбоя считается оконченным преступ­лением с момента организации вооруженной банды, независимо от того, совершила ли она хотя бы одно нападение или нет. А факт уча­стия в организованной группе, созданной для совершения разбоя, но еще не исполнившей ни одного нападения, следует рассматривать как приготовление к совершению разбоя.

2.2. Отграничение бандитизма от иных смежных составов преступлений. Проблемы квалификации.

Изучение судебной практики показывает, что иногда возникают ситуации, в которых следует проводить разграничение между банди­тизмом и вымогательством (ст. 163 УК РФ). Такие случаи имеют ме­сто тогда, когда совершается вымогательство организованной груп­пой, имеющей оружие, с применением насилия. Разграничение рас­сматриваемых преступлений должно проходить по следующим при­знакам: вооруженность присуща только бандитизму. При вымогатель­стве передача имущества или иных ценностей происходит после вы­движения соответствующего требования, при этом имеется разрыв во времени между этими двумя актами. Насилие со стороны требующего предполагается осуществить в случае, если потерпевший откажется выполнить выдвигаемые преступником требования имущественного характера. Угроза насилия переносится на будущее, и оно может иметь место не только в отношении лица, к которому предъявляются незаконные требования передачи имущества, но и в отношении его близких, или оглашении о них или о самом потерпевшем позорящих сведений. При бандитизме, даже если преступники требуют выдать материальные ценности, хранящиеся или имеющиеся у потерпевшего, угроза применения насилия носит вполне реальный и определенный характер, а последнее означает, что она будет исполнена в данный момент, и выдача имущества требуется незамедлительно. Нападение при бандитизме носит внезапный и насильственный характер. Для вымогательства более характерно обещание в будущем исполнить конкретную угрозу, если не последует передача имущества[34].

Несмотря сходство бандитизма с пиратством ("морским разбо­ем") (ст. 227 УК РФ), все различия, приведенные выше для разбоя, со­вершенного вооруженной организованной группой, применимы и в этом случае. Кроме того, пиратство возможно только в море или на реке, тогда как бандитизм местом его совершения не ограничен; пи­ратство допустимо только по отношению к морскому или речному судну, в то время как бандитизм в выборе предмета преступления за­коном не лимитирован.

Бандитизм следует отграничивать от создания преступного сооб­щества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ). Преступное сооб­щество (преступная организация) характеризуется более высокой сте­пенью организованности и сплоченности по сравнению с организован­ной группой, каковой является банда, определяемая в соответствии со ст. 209 УК РФ как устойчивая вооруженная группа лиц, заранее объе­динившихся для совершения нападений на граждан и организации[35].

Одной из основных характеристик преступного сообщества явля­ется, прямо указанная в ч. 4 ст. 35 УК РФ, сплоченность. Под сплоченностью, по действующему законодательству, следует понимать та­кую тесную связь между всеми участниками, при которой наиболее тщательным образом распределены все связи и обязанности не только между всеми членами, но и отдельными группами, составляющими такое сообщество. Сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, ру­ководители которых подчиняются общему руководителю сообщества в целом. Сущность преступного сообщества как организованной группы особого рода состоит в объединения лидеров и активных участников устойчивых преступных групп, направленном на создание благоприятных условий для совершения преступлений другими лица­ми путем консолидации преступной среды. Банда - это всегда воору­женная организованная группа, в то время как преступное сообщество может не иметь ни одной единицы оружия, так как может создаваться для совершения таких преступлений, которые не требуют для их со­вершения применения оружия, например, при совершении экономи­ческих преступлений. Если же члены преступного сообщества, имея оружие, совершают нападения на организации, учреждения, предпри­ятия и граждан, то их деятельность должна квалифицироваться по со­вокупности ст. ст.210 и 209 УК РФ.

Банда всегда организуется для совершения нападений, целью ко­торых, как правило, является совершение общественно опасных дея­ний, связанных с завладением чужим имуществом или даже соверше­ния в связи с этим убийств, т.е. общественно опасные последствия бан­дитских нападений вписываются в понятие тяжкого или особо тяжкого преступления. Однако круг таких общественно опасных последствий более ограниченный, чем при объединении организованных групп в преступное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Преступное сообщество может объединять в себе не только отдельные организованные группы, но и организаторов, руко­водителей или иных представителей организованных групп. Банда же состоит из рядовых членов и руководителя[36].

Подводя итог этой главы, мы приходим к следующим вы­водам:

1)особенностью бандитизма является то, что он содержит в себе
объективные и субъективные признаки, присущие многим составам
преступлений;

2)в действующем законодательстве норма о бандитизме не от­граничена четко от смежных составов преступлений;


ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Действующим уголовным законодательством создана коллизия между бандитизмом и разбойным нападением, совершенным вооруженной организованной группой, так как определения «организованная группа» и «вооруженность» являются признаками обоих составов преступлений. Кроме того, в Общей части УК РФ законодатель установил формы соучастия, перечень которых, в соответствии с толкованием нормы права являются исчерпывающим: группа без сговора, группа по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество(преступная организация)(ст.35 УК РФ). Однако в Особенной части УК РФ предусмотрена ответственность за создание отличной от установленных формы соучастия – банды (ст.209 УК РФ). А так как эта форма соучастия не разъяснена по вопросу соотношения, то это породило разное ее понимание учеными и практиками, и как следствие – неверная квалификация преступных деяний. Как результат – переквалификация со ст.209 УК РФ на другие составы преступлений.

Поэтому, необходимо дополнить ст.35 УК РФ еще одной формой соучастия – «банда», которую при этом требуется выделить признаками, качественно отличающими ее от других разновидностей соучастия.

Серьезную сложность в следственно – судебной практике представляет неопределенность в трактовке понятий уголовно – правовых, таких признаков банды, как устойчивость и нападение, что не способствует успешной борьбе с бандитизмом и создает размытость в соотношении понятий «устойчивость» и «сплоченность»[37].

Кроме того, необходимо изменение концепции по объективному соотношению бандитизма, так как психическая деятельность членов банд, непосредственно связанная с совершением преступлений, не связана с посягательством на общественную безопасность. Поэтому основным объектом бандитизма является не общественная безопасность, а собственность, что должно способствовать изменению места рассматриваемого явления в системе уголовного права[38].