Смекни!
smekni.com

Бандитизм и его квалификация по уголовному праву (стр. 2 из 5)

Повышенную ответственность за создание банды или участие в ней и в совершаемых ею нападениях несут лица, использующие свое служебное положение (ч. 3 ст. 209). Например, работники милиции, охранных организа­ций, банков и других организаций.

"Под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебные удостоверения или оружия, а равно сведений, которыми оно рас­полагает в связи со своим служебным положением при подготовке или совер­шении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятель­ности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п." (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г.).

Объективная сторона преступления выражается в создании устойчивой вооруженной группы (банды), руководстве такой группой, участии в банде, а также в участии в совершаемых бандой нападениях. Эти формы проявления бандитизма относительно самосто­ятельны, и преступление считается оконченным с мо­мента совершения любого из названных действий.

Часть 1 ст. 209 УК РФ предусматривает ответст­венность за создание банды и руководство ею. УК РСФСР использовал словосочетание "организация банды", тогда как действующий Кодекс употребляет термин "создание", который по своему содержательно-смысловому оттенку направлен на "основание начала существования" банды. Замена одного термина на дру­гой, очевидно, сопряжена со стремлением законодателя более точно отразить углубленную интеллектуальную и физическую, изначальную деятельность отдельного че­ловека или группы людей, преследующую цель созда­ния банды.[3]

Создание банды как форма проявления бандитизма в судебной практике встречается довольно редко, по­скольку упомянутая деятельность отражается в приго­товительных к нападению действиях, внешний кон­троль за которыми весьма затруднителен. Поэтому к моменту разоблачения банда успевает совершить не одно нападение.

Под созданием банды понимаются любые действия, результатом которых становится образование органи­зованной устойчивой вооруженной группы в целях на­падения на граждан либо организации. Действия, на­правленные на создание банды, носят многообразный характер, однако в каждом случае суды обязаны в при­говоре указать, в чем конкретно выразились данные действия. Причем, констатация создания вооруженной банды с указанием конкретных доказательств всегда должна предшествовать доказательствам по обоснова­нию вменения членам и руководителям банды кон­кретных нападений.

Создание вооруженной банды является в соответст­вии с ч. 1 ст. 209 УК оконченным составом преступле­ния, так как именно с этого момента у банды имеется готовность применить насилие для достижения постав­ленных целей. Готовность использования насилия на­ряду с фактом вооруженности организованной пре­ступной группы и обусловила отнесение бандитизма к числу преступлений с усеченным составом.

Это первоначальная стадия формирования воору­женной банды, после чего можно сказать, что устойчи­вая вооруженная группа (банда) создана. В дальнейшем действия организатора могут быть различными, что будет влиять на квалификацию совершенных им деяний.

Проведем разграничение квалификации действий организатора, организатора-руководителя и организа­тора - участника банды.

После создания банды организатор может стать либо ее руководителем, либо раствориться среди остальных участников банды, выполняя порученные ему задания уже новым руководителем. В первом случае он становится организатором-руководителем, во втором - ор­ганизатором-участником.

В силу ч. 5 ст. 35 УК РФ организатор банды несет ответ­ственность не только за организацию банды (создание, руководство), но и за все совершаемые бандой пре­ступления (как ее участник), если они охватывались его умыслом. Вместе с тем, необоснованно имею­щее место среди практических работников мнение о том, что действия организатора банды и участие в со­вершаемых ею нападениях не подлежат дополнитель­ной квалификации по ч. 2 ст. 209 УК РФ, а полностью ох­ватываются ч. 1 этой статьи. В постановлении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Ф. и других, в частности, отмечается, что "действиями осужденных по организации банды охватывается также участие в ней и в бандитских нападениях" (Бюл­летень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 9. С. 5). По делу Р., организатора банды, Президиум Верховного Суда РФ 18 марта 1998 г. также постановил, что действия создателя банды, участвовавшего в ее на­падениях, охватываются диспозицией ч. 1 ст. 209 УК РФ, и дополнительной квалификации этих действий по ч. 2 ст. 209 УК не требуется (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 11. С. 5). В данном случае необходимо заметить, что в ч. 1 и ч. 2 ст. 209 УК РФ речь идет о самостоятельных, не совпадаю­щих по содержанию формах бандитизма, в силу чего они не могут быть взаимопоглощаемы.[4]

Может сложиться и такая ситуация, когда лицо, со­здавшее банду, сразу же выйдет из нее. В этом случае оно все равно будет нести ответственность по ч. 1 ст. 209 УК, так как создание банды считается окончен­ным с момента ее формирования. Поэтому говорить о добровольном отказе или подобных обстоятельствах в этом случае нельзя. Но если банда еще не была создана, и не были подобраны все члены банды, она еще не была вооружена, можно поставить вопрос о добровольном отказе организатора от продолжения действий по со­зданию банды. Однако в данном случае организатор должен принять все меры к тому, чтобы создание банды не было завершено иными лицами, которых он уже успел склонить к участию в банде. Это строгое требование закона, изложенное в ч. 4 ст. 31 УК РФ, пол­ностью распространяется и на подобные случаи. Если же организатор банды начал действия по ее созданию, но не закончил в силу их пресечения правопримени­тельными органами либо другими, не зависящими от этого лица обстоятельствами, он должен нести ответ­ственность за покушение на создание банды. Отказ от продолжения действий по созданию банды должен рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство.

После стадии создания организованной вооружен­ной группы все основные функции по управлению со­средоточиваются в руках руководителя. Но им, как от­мечалось ранее, может стать не только организатор, но и любой член банды, который благодаря своему авто­ритету сосредоточит в своих руках эти функции.

Понятие руководства бандой дается в п. 8 постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодатель­ства об ответственности за бандитизм", согласно которому оно означает принятие решений, связанных как с планированием и организацией преступной деятель­ности банды, так и с совершением ею конкретных на­падений. Руководство созданной бандой может заклю­чаться в определении ее преступной деятельности, вы­боре конкретных объектов и способов, совершаемых бандой нападений, "воспитательной" работе с личным составом, наказании провинившихся членов банды, принятии решений о физической ликвидации потер­певших и свидетелей, укрывательстве и сбыте похи­щенного имущества и т.д. Несмотря на внешнюю яс­ность термина "руководство", содержание и функции руководителя не всегда легко распознать и отличить их от деятельности других участников банды. Как верно замечает А. Меркушов, принимать участие в планиро­вании преступлений, в их организации, в обеспечении функционирования банды могут в той или иной форме и степени все участники банды. Руководителя же от­личает то, что именно он определяет, в конечном счете, что, как и когда будет делать банда, т.е. он принимает решения, определяющие всю деятельность банды на далекую или близкую перспективу.[5]

Руководство предполагает, что: а) лицо, создавшее банду, является ее главарем или одним из лидеров (в этом случае оно несет ответственность одновременно за создание и последующее руководство бандой); б) лицо было выдвинуто руководителем или одним из главарей (хотя и не принимало участия в ор­ганизации банды). Для него преступление будет окон­ченным с момента дачи им согласия на выполнение функций руководителя или главаря банды, подтверж­денное любыми практическими действиями. Сюда же следует отнести выполнение руководящих функций в составе банды, т.е. руководство отдельными операция­ми, участие в планировании преступного акта, руко­водство отдельными подразделениями и т.п. Часть 2 ст. 209 УК предусматривает ответствен­ность за участие в банде и участие в совершаемых ею нападениях.

Таким образом, если организация банды и руководство ею являются самыми опасными формами бандитизма, то его основной формой выступает участие в банде.

2.2. Участие рядовых членов банды в совершаемых ею нападениях

Деятельность рядовых членов банды квалифицируется по ч. 2 ст. 209 УК РФ как участие в банде или в совершаемых ею нападениях. Участие в банде заключается не только в непосредственном участии в совершаемых бандой нападениях, но и в выполнении иных действий в интересах банды: финанси­рование, снабжение оружием, подыскание объектов для нападения (наводка), обеспечение транспортом, установление контактов с коррумпированны­ми работниками правоохранительных органов. Участие в совершаемых бандой нападениях заключается в непо­средственном участии хотя бы в одном нападении вооруженной группы лица, которое, не являясь членом банды, сознавало, что принимает участие в пре­ступлении, совершаемом бандой. Участник банды согласует свое поведение и функ­ции с другими участниками, а те согласуют свое пове­дение с ним. Имеет место взаимное согласование дей­ствий виновных в ходе совместного приготовления к преступлению. Каждый из участников обязуется вы­полнять согласованную часть единого преступного по­сягательства и сознает, что эта деятельность осущест­вляется в связи с принадлежностью его к банде.