Смекни!
smekni.com

Приватизация жилых помещений 2 (стр. 11 из 15)

В том случае, когда при приватизации жилья один или некоторые из

совместно проживающих членов семьи дают согласие на приватизацию, но отказываются стать собственниками жилья, оставаясь проживать в нем: «Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством» (п. 1 ст. 292 ГК РФ), возникает вопрос: необходимо ли согласие этих лиц на расприватизацию? Расприватизация – акт распоряжения своим имуществом, доступный только собственнику, но не лицам, обладающим иными вещными правами на данное имущество.

По-иному решен этот вопрос в ст. 31 проекта Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в подобных случаях требует согласия всех совместно проживающих с собственником совершеннолетних членов его семьи.

Последствия расприватизации – заключение договора социального найма. Поэтому ст. 9¹ Закона о приватизации жилья содержит условие единственности постоянного места проживания, поскольку договор социального найма заключается лишь с гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в случае признания договора приватизации жилья недействительной стороны возвращаются в первоначальное состояние, так как недействи­тельная сделка является тако­вой с момента ее заключения, следовательно, гражданин бу­дет считаться не использовав­шим свое право на приватиза­цию жилого помещения, а в случае расприватизации жилого помещения собственник становится нанимателем и лишается права на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения.

Многие граждане, опрометчиво приватизировавшие свою квартиру, теперь хотели бы в силу различных жизненных обстоятельств расторгнуть договор передачи квартиры в собственность. Ранее данная проблема существовала на практике, но не была урегулирована на законодательном уровне, с внесением соответствующих изменений в Закон «О приватизации жилья» эта проблема решена.

Несмотря на введение ст. 9¹ в Закон «О приватизации жилья в РФ» на федеральном и региональном уровнях еще не выработан порядок расприватизации жилых помещений и все вопросы решаются в судебном порядке. Поэтому лица, изъявившие желание расприватизировать квартиру, должны обратиться в районный суд по месту нахождения соответствующего органа (например, комитет по управлению муниципальным имуществом), с которым ранее был заключен договор передачи в собственность жилого помещения с исковым заявлением о расторжении договора передачи.

2.3.Особенности приватизации жилья с участием несовершеннолетних

Вопросы защиты и охраны жилищных прав несовершеннолетних стоят остро. Отчасти потому, что действующее законодательство требует доработки, более четкой и жесткой регламентации механизма отчуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние.

В первоначальном варианте Закона о приватизации жилищного фонда вопросы охраны прав несовершеннолетних не были урегули­рованы вообще. При приватизации жилья с участием проживающих там несовершеннолетних граждан применялись общие положения. Их законные представители - родители, опекуны, попечители - сами решали вопрос: включать несовершеннолетних в собственники или нет. Единственной охранительной нормой общего характера, последова­тельно воспроизводимой во всех законодательных актах приватизации жилья было определено, что осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Это ч. 3 ст. 3 Закона «О приватизации жилья в РФ» от 04.07.1991 года.

Однако для действенного осуществления охраны жилищных прав несовершеннолетних этой нормы оказалось недостаточно, что создало трудности для правоприменительных и судебных органов и явилось еще одной проблемой, которую надо было решать безотлагательно, в связи с тем, что законодательный пробел создал реаль­ную перспективу лишиться жилья.

То есть этот Закон давал возможность для серьезных нарушений жилищных прав несовершеннолетних при совершении сделок приватизации жилья. Нарушения допускались родителями, усыновителями, опекунами, попечителями и зачастую не пресекались государственными органами.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищ­ного фонда в Российской Федерации" от 11 августа 1994 г. изменил и конкретизиро­вал порядок приватизации жилых помеще­ний несовершеннолетними.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона в дого­вор передачи жилых помещений в собст­венность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым поме­щением и проживающие совместно с ли­цами, которым жилое помещение переда­ется в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования жи­лым помещением.

Исходя из содержания ст. 53 ЖК РСФСР, несовершеннолетние члены семьи нанимателя пользуются такими же правами, как наниматель жилого помещения, следовательно, наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей долевой собственности на жилое помещение. То обстоятельство, что на момент заключения договора приватизации Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не содержал положений, гарантирующих соблюдение прав несовершеннолетних при приватизации жилых помещений, не может являться основанием к отказу в иске о признании договора приватизации недействительным, если он заявлен по мотиву нарушения прав несовершеннолетних лиц, проживавших в жилом помещении.

Дальнереченский горсуд, рассматривая дело по иску Грицук к Грицуку и администрации города о признании недействительным договора приватизации квартиры от 1 февраля 1994 г. по мотиву нарушения прав их несовершеннолетнего сына, ошибочно пришел к выводу о том, что оснований к удовлетворению иска не имеется, поскольку при заключении договора приватизации требования закона не были нарушены[32].

Необходимо отметить, что еще до принятия данной нор­мы Закона Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывши­ми членами семьи, согласно ст. 53 ЖК РСФСР имеют равные права, вытекающие из договора найма, и что в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения они наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участ­никами общей собственности на эти помещения[33].

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утра­ты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руко­водители учреждений для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опе­куны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех меся­цев оформляют договор пере­дачи жилого помещения в соб­ственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попе­чения родителей.

Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их за­конных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечитель­ства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовер­шеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечитель­ства (ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда - в редакции Закона РФ от 28 мар­та 1998 г. № 50-ФЗ). Получе­ние согласия от самих несовер­шеннолетних обязательно от­ражается в соответствующих документах о приватизации. Жилое помещение (квартира) может быть приватизировано и на имя несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет. Такой несовершеннолетний, ставший собственником или сособственником жилья, сохраня­ет право на приватизацию дру­гого жилого помещения по до­стижении совершеннолетия. Оформление договора пере­дачи в собственность жилых по­мещений, в которых прожива­ют исключительно несовершен­нолетние, проводится за счет средств местных бюджетов (часть 4 введена Федеральным

законом от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ).

Как было отмечено в предыдущем параграфе, жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. По существу, требуется либо участие всех проживающих в жилом помещении лиц в договоре безвозмездной передачи, либо их согласие на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Что касается отказа от участия в прива­тизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в По­становлении от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами За­кона Российской Федерации "О приватиза­ции жилищного фонда в Российской Феде­рации" (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г.) ука­зал следующее: "Учитывая, что в соответ­ствии со ст. ст. 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать не­которые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а по­печитель давать согласие на совершение та­ких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усы­новителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при нали­чии разрешения указанных выше органов".