Образцом государства считал античную республику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет процветать. Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается М. как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх – в ненависть.
Основы государства – безопасность личности и незыблемость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, т.к. это обязательно вызовет у них ненависть. Основные формы государства (по Н. Макиавелли) – это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Т.о. удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республиках наиболее возможно осуществлять политическую свободу посредством городского самоуправления, где власть должна принадлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, т.к. они переизбираются. В республике лучше осуществляется принцип правового равенства граждан, т.к. все феодальные сословные привилегии должны быть отменены.
Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законодательству, праву, приводя в пример мудрые спартанские законы Ликурга. При законности гарантирована общественная безопасность. Право – орудие власти, выражение силы.
Главная забота любого правителя – война, военная организация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война – единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, выступая за национальное ополчение.
Н. Макиавелли выступал за единое централизованное национальное (итальянское) светское государство. По мнению Н. Макиавелли, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции папской власти) и дворяне.
Во многом последователями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Руссо.
Хотя Макиавелли и склонялся к демократической республике, он понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому он считал, что для начала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и многочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычайный единоличный правитель. Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли "Государь"
11.Т. Мор и Т. Кампанелла о государстве и праве.
Политическая утопия Т. Мора.
Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел" (Т. Мор). Утопия Мора – укор существовавшему тогда обществу с социальным неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.
Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это, прежде всего, с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой.
Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные работы (например, чистка сортиров), ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.
Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается "смешанное правление"
Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово "утопия" стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов.
Модель идеального коллективистского государства (Т. Кампанелла).
Итальянский социалист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге "Город Солнца" Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрости), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами по одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует" Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, разумеется, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются "не случайно, но подбираются Метафизиком" Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.
12.Политико-правовые идеи эпохи Реформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли.
Движение это по своей идеологической форме религиозно, а по сути антифеодальное. Ближайшая цель его – исправление официальной доктрины Римской католической церкви. Ближайшая задача – перестройка церковной организации, взаимоотношений церкви и государства. Главный очаг движения – Германия.
В нём 2 лагеря: 1. возобладали имущие элементы оппозиции (часть князей, низшее дворянство - за счёт конфискации церковного имущества обогащались и становились более независимыми. 2. народные массы (крестьяне, плебеи). Они боролись за революционное переустройство мира, за социальную справедливость.
У этих лагерей выработались различные политические программы, но было и общее: все они признавали единственным источником религии и религиозной истины Священное Писание и все отвергали Священное Предание. Верить в бога необходимо без посреднической роли духовенства. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против зависимости от Римской курии.
Крупнейший идеолог бюргер-крыла (1-ый лагерь) – Мартин Лютер (14хх-15хх). Важнейшее исходное положение учения М.Л. было убеждение в том, что спасение достигается исключительно верой, и каждый верующий оправдывается лично перед богом и как бы становится священником самому себе и не нуждается в услугах католических священников. Богу обязаны повиноваться все, начиная от Папы Римского и кончая крестьянином и плебеем. Клирики ничем не отличаются от мирян. Все сословия одинаковы. Ведение истинно христианского образа жизни обеспечивается мирским порядком, государством, законами. Законы опираются на естественное, а не божественное право. Государство представляет собой организацию, которая устанавливает их и охраняет с их помощью граждан, единство между различными слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями.
Государственная власть, опираясь на естественное право, управляет поведением людей, имуществом и вещами. Внутренний мир человека, свобода души – вне юрисдикции государства, за пределами его законов. Светская власть в сфере естественного права должно руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами. Разумно управляет, властвует тот князь, монарх, который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него богом. Призывал подданных быть покорными, смиренно переносить чинимые им несправедливости (кто не любит вина, женщин и песен, тот дураком и умрёт).
2-ой лагерь возглавлял Томас Мюнцер (1490-1525). Т.М. выступал за бескомпромиссную борьбу против всякой эксплуатации, неравенства, власти князей, засилья церкви. Идеология подготавливала крестьянскую войну в Германии 1524-1525. Идеи восставших, угнетённых наиболее полны в 2-х доктринах: “12 статей”, “Статейное письмо”.
В “12 статьях” необходимость выборности, сменяемости духовных лиц общин, требование отмены крепостного права, уменьшение размера подати, оброка, барщины, требовали устранить произвол, чинимый судами. В “Статейном письме” предъявлялись ещё более радикальные требования, призывы к крестьянам объединяться в крестьянские союзы и братства, и сообща всеми средствами, в т.ч. и насильственными, бороться с тяготами, создаваемыми духовными и светскими властями. Необходимо установить справедливый строй, который служил бы общей пользе. Власть должна принадлежать простому народу и это надо осуществить с помощью меча. Такой путь неизбежен, законен. Новый строй должен прибегать к мечу, чтобы защищать общество от посягательств эгоистичных социальных группировок.