Судебным признанием являются и письменные объяснения сторон, при ее отсутствии в заседании, адресованные суду и выполненные в предусмотренной процессуальной форме.
Судебное признание рассматривается как доказательство, так как подтверждает факты и доказательства, на которые ссылается другая сторона. Такое признание может быть принято судом как доказательство лишь в том случае, если суд не сомневается, что такое признание было сделано не с целью скрыть действительные обстоятельства дела, а также не под влиянием обмана, угрозы, заблуждения. Если признание не принято, акты подлежат доказыванию на общих основаниях /ч.2, ст.60 ГПК РСФСР/.
Признание, сделанное вне суда, называют внесудебным. Такое признание не воспринимается непосредственно, поэтому оно должно быть доказано в суде лицом, которое на него ссылается. Против деления признания на судебное и внесудебное выступил С.В. Курылев. Он считал, что внесудебное признание нельзя рассматривать, как судебное доказательство. Автор данной работы считает, что внесудебное признание в процессе доказывания выступает в качестве доказательственного факта.
Для вынесения правильного решения такое признание должно быть тщательно проверено.
Так гр-ка П. обратилась с иском к гр-ну Р. об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка. Ответчик перед родственниками истицы признавал себя отцом ребенка и высказывал намерения оформить заключение брака в органах ЗАГС. Кроме того, в одном из своих писем ответчик признавал себя отцом ребенка.
Через некоторое время он стал свое отцовство отрицать. Верховный Суд РСФСР отменил решение народного суда. Основанием отмены послужило недостаточное исследование фактов, в частности внесудебного признания ответчика.
В юридической литературе различают простое признание и квалифицированное.
Простое признание не содержит никаких оговорок и условий, тогда как в квалифицированном содержится оговорка или ссылка на какие-то обстоятельства. Например, ответчик признает факт причинения вреда потерпевшему, но ссылается на то, что вред причинен по неосторожности истца. Лицо, сделавшее такое признание, обязано доказать свою оговорку. От признания факта следует отличать признание иска. По юридической природе - признание иска - волеизъявление стороны с процессуальными или в отдельных случаях с материально-правовыми последствиями.
С точки зрения теории формальных доказательств, признание
стороны является совершеннейшим доказательством, обязательным для
суда и не подлежащим переоценке суда.
Оно освобождает стороны от дальнейшего доказывания признанных
фактов и обязывает суд вынести решение, соответствующее признанию.
Идея о признании как лучшем доказательстве, проводилась, например, в
России в процессуальных нормах Воинского Устава Петра I /1716 год, 13
марта/. Так ст.1, гл.2. ч.2 Воинского Устава гласит :"Когда кто признает,
чем он винен есть, тогда дальяго доказу не требует, понеже собственное
признание есть лучшее свидетельство всего света".
Взгляды на признание стороны как на лучшее доказательство, основанные на теории формальных доказательств, всегда подвергались резкой критике в теории доказательственного права России.
Теории доказательств и гражданский процессуальным закон не ставят в особое положение по сравнению с другими доказательствами объяснение стороны, содержащие признание: они должны быть исследованы и оценены в совокупности с другими доказательствами.
Таким образом, в гражданском процессе различаются два института: институт признания фактор стороной как доказательство и институт признания иска, как акт распоряжения материальным и процессуальным правом только ответчика.
2. Показания свидетелей
Наиболее распространенным видом доказательств в гражданском процессе являются показания свидетелем. Это связано с тем, что те или иные события, происходят, как правило на глазах людей, оставляя след в их со знании. Естественное стремление человека говорить правду обуславливает достоверность свидетельских показании. В соответствии с ч.1, ст.61 ГПК РСФСР свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-нибудь обстоятельства, относящиеся к делу. В этой же статье указаны лица, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей.
Вопрос о возможности привлечения в качестве свидетелей детей поставлен целиком на усмотрение суда по каждому конкретному случаю. Процессуальный закон /гражданский и уголовный/ не устанавливает для свидетеля определенного возраста потому, что люди в детском возрасте развиваются различно и психика под влиянием различных факторов у одних получает более раннее, у других не такое раннее развитие.
В качестве свидетеля суд вправе привлечь ребенка с достаточно развитой психикой, который способен правильно воспринимать и сохранять в памяти события окружающего мира, а также воспроизводить их в суде путем рассказа ой этих событиях. Неограниченность возраста - один из специфических признаков, который отличает свидетеля от других субъектов гражданского процессуального правоотношения. Другим признаком является отсутствие юридической заинтересованности. Неюридическая заинтересованность /родственные отношения, служебные отношения, дружба и т.п./ не является препятствием для выступления в качестве свидетеля. Хотя, в ст.51 Конституции России говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, то есть указанные липа могут отказаться от свидетельствования и суд не имеет, в силу наличия правового основания такого отказа права принудить гражданина давать свидетельские показания.
Важнейшим признаком свидетеля является непосредственное восприятие им обстоятельств дела. Свидетель, как и эксперт, не является участником материально-правовых отношений, но в отличие от эксперта свидетель никаких исследований не проводит.
Свидетель становится носителем сведений о фактах именно в результате стечения обстоятельств, в результате того, что он попадает в какую-либо связь с воспринимаемыми фактами.
Свидетель дает показания в устной форме, которая обеспечивает непосредственное восприятие судом его показаний. Законом установлен ряд исключений из принципа непосредственности, когда показания свидетелем могут быть даны суду в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не в состояний явиться по вызову суда. свидетельские показания могут быть получена другим судом в порядке выполнения судебного поручения, свидетели могут быть допрошены при отложении разбирательства дела. В некоторых случаях допускается использование свидетельских показаний, полученных в другом органе /нотариальной конторе/ в порядке обеспечения доказательств.
Сведения о фактах, содержащиеся в свидетельских показаниях, являются судебными доказательствами. Источников, сведений о фактах является свидетель. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать какие обстоятельства дела может подтвердить этот свидетель. Судья, в порядке подготовки дела, сообразуясь с другими средствами доказывания, решает вопрос об удовлетворении ходатайства. После вызова суда лицо, способное давать показания как свидетель становится свидетелем. Показания свидетеля, как правило, сообщения о фактах, которые были восприняты лично им, но возможно и получение сведений от другого лица. В отличии от уголовно-процессуального закона в гражданском процессуальном законе не содержится правила, согласно которому доказательствами не могут служить фактические данные сообщаемые свидетелем если он не может указать источник своей информации. В оценке такого расхождения двух законов среди ученых нет единого мнения. Одни из них считают, что недопустимо свидетельство по слухам, так как источник его не может быть проверен.
Другие полагают, что во введении такого ограничения в законе нет никакой необходимости, объясняя это тем, что свидетель может забыть источник информации, но верно помнить содержание сведений о фактах.
Автор данной работы считает, что вопрос о достоверности таких доказательств может быть решен положительно с учетом всех других доказательств по делу в стадии оценки доказательств. Знание о фактах, сформированные в процессе их восприятия с помощью органов чувств сохраняются в памяти свидетеля и воспроизводятся им в судебном заседании.
В целях получения наиболее достоверных показании с учетом психологических особенностей человека законом предусмотрены определенные правила исследования показаний свидетелей.
До получения объяснений сторон и третьих лиц все свидетели удаляются из зала. После получения объяснений суд устанавливает последовательность вызова свидетелей для дачи показаний. Каждый свидетель допрашивается отдельно. Допрошенные свидетель остается в зале заседания до окончания разбирательства дела /ст.168 ГПК РСФСР/. После свободного рассказа свидетеля, переходят к постановке перед ним вопросов, последовательность постановки которых устанавливается с учетом действия принципа состязательности процесса. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель. Такой процессуальный порядок исследования показаний свидетелей обеспечивает их наибольшую объективность и достоверность. Недооценка свидетельских показаний может привести к отмене судебного решения.