Смекни!
smekni.com

Доказательства в гражданском процессе 5 (стр. 9 из 17)

СП "Камсинг" обратилось в суд с жалобой об отмене административного взыскания. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда жалоба заявителя удовлетворена, но постановлением Президиума Камчатского областного суда по протесту председателя этого ;ке су­да решение народного суда отменено и дело направлено на новое рас­смотрение.

При новом рассмотрении дела тот же народный суд в удовлетворении жалобы СП "Камсинг" отказал. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене решения суда и направлении его на новое рассмотрение, мотивируя тем, что оно

поставлено без учета всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ при рассмотрении протеста установила, что вывод суда нельзя при­знать законным поскольку он сделан без учета всех имеющих значе­ние для дела обстоятельств. Ссылаясь на наличие доказательств, суд не привел в решении ни их содержания, ни обстоятельств, кото­рые ими подтверждаются. Некоторые указанные в решении доказатель­ства и признанные как установленные обстоятельства не основаны на материалах дела.

Обязанность доказывания имеет двойное содержание: материально-

правовое и процессуальное.

Материально-правовое содержание этой обязанности состоит в том, что, в случае ее невыполнения обязанным субъектом доказызания и невозможности получения доказательств, суд имеет право признать факт, на который ссылалось заинтересованное лицо, не существовав­шим или наоборот, как это имеет место при действии презумпций, существовавшим, если иное не доказано другой стороной.

С установлением факта или его отрицанием непосредственно связаны материально-правовые последствия для субъекта доказывания, в частности, для стороны, заявителя.

Обязанность представления доказательств как процессуальная обязанность вменяется не только сторонам, но и другим субъектам доказывания. Хотя ст.50 ГПК РСФСР прямо не говорит о том, обяза­ны ли доказывать существенные для дела обстоятельства другие, кро­ме сторон, лица, участвующие в деле, ее действие распространяется на всех участников процесса.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, пользуется всеми правами и выполняет все обязанности истца, доказывает обстоятельства, которыми оно обосновывает свои требования.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, долж­но доказывать факты влияющие на его отношение со стороной в про­цессе, Прокурор и другие организации или граждане, предъявляющие иск в защиту интересов других лип, обязаны доказать обстоятельства, лежащие в основании предъявленного ими иска.

Большинство авторов, затрагивающих тему распределения обязанностей по доказыванию, признает, что доказывание в гражданском процессе является юридической обязанностью.

Если обязанная сторона не представила доказательств в обоснование утверждаемого факта, суд может отвергнуть как несуществующий данный факт.

Наряду о общим правилом распределения обязанности доказывания, сформулированными в ч.1 ст.50 ГПК РСФСР, законодательство содер­жит специальные правила распределения обязанности показывания от­дельных обстоятельств.

Суть указанных специальных правил состоит в том, что сторона, которая в силу общего правила должна была бы доказывать наличие данного обстоятельства, освобождается от такой обязанности, а на другую сторону возлагается обязанность доказывания отсутствия этого обстоятельства. Вместо обязанности доказывания "положитель­ного факта" на другую сторону переносится обязанность доказывания противоположного "отрицательного факта". Такие специальные прави­ла распределения обязанности доказывания определенных обстоятельств называются доказательственными презумпциями.

Доказательственные презумпции формулируются обычно в нормах материального права. Наиболее распространены две доказательствен­ные презумпции:

1. Презумпция лица, нарушившего обязательство

2. Презумпция вины причинителя внедоговорного вреда.

Лицо, не исполнившее обязательство или исполнявшее его ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины. От­сутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Предъявляя иск о взыскании убытков или неустойки, кредитор в обоснование своего требования ссылается, на то, что должник умыш­ленно или неосторожно нарушил обязательство. По общему правилу распределения обязанности доказывания он должен был бы доказать все обстоятельства, являющися основанием и условием ответствен­ности должника: неисполнение или ненадлежащее исполнение послед­ним обязательства, причинение этим ему убытков, вину должника. Однако, наличие презумпция вины должника в нарушении обязательст­ва приводит к тому, что кредитор освобождается от обязанности доказывать наличие вины ответчика. Напротив, если должник, желая освободиться от ответственности, отрицает свою вину в нарушении обязательства, обязанность доказывания вины возлагается на него.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный организации, подлежит возмещению в полном объе­ме лицом, причинившим вред, как правило, лишь при наличии вины последнего в причинении вреда. Однако потерпевший, предъявивший иск, не обязан доказывать факты причинения ему вреда неправомер­ными действиями ответчика, а напротив, причинитель, ссылающийся на то, что вред им причинен случайно, обязан доказать отсутствие вины.

В нормах гражданского права содержатся и некоторые другие доказательственные презумпции. Такими презумпциями, например, являются: презумпция прекращения обязательства в случае нахождения долгового документа у должника презумпция вины нанимателя в ухудшении нанятого имущества, презумпция вины перевозчика в утрате, повреждении или недостаче принятого к перевозке груза, или багажа, и ряд других презумпций.

В нормах иных отраслей материального права презумпции так четко, как в нормах гражданского права не сформулированы. Однако, существование некоторых презумпций в семейном праве не вызывает сомнений. Например, презумпция, согласно которой родителями ребен­ка считаются те граждане, которые записаны в качестве отца и ма­тери в книге записей актов гражданского состояния. Предъявляя иск к гражданину, который записан в качестве отца, о взыскании алимен­тов, мать ребенка не обязана доказывать, что последний является отцом ребенка. Напротив, если ответчик не считает себя отцом ре­бенка и поэтому возражает против иска о взыскании алиментов, он, в силу действия презумпции, обязан доказать, что не является отцом ребенка.

Следует признать существование некоторых презумпций в трудовом праве. Если гражданин, уволенный с работы по инициативе администрации, предъявляет иск о восстановлении на работе, то не он должен доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий администрации предприятия, а ответчик должен доказать, что его администрация уволила правильно, при наличии обстоятельств, дающих ей на это право.

Согласно ч.2 ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года /с изменениями и дополнениями от 15 ноября 1995 года/, на государственные органы, органы местного самоуправления, учрежде­ния предприятия и их объединения, общественные объединения, а также на должностных лиц, государственных служащих, действия /ре­шения/ которых обжалуются гражданином, возлагается обязанность документально доказать законность обжалуемого действия /решения/.

Доказательственные презумпции построены в виде предположений о

существовании одних фактов при наличии других.

Это приводит иногда к выводу, что презюмируемые обстоятельст­ва, якобы, считаются существующими, что закон освобождает от их докаэывания. Но это не так. Действительно, презумпции основаны на высокой степени вероятности существования одних фактов при нали­чии других. Причинение вреда в большинстве случаев происходит по вине причинителя, а. нарушение обязательств - по вине недобросо­вестного должника. Лица, записанные в качестве родителей ребенка в книге записей актов гражданского состояния, в подавляющем

большинстве случаев являются таковыми в действительности. Однако, если освободить презюмируемое обстоятельство от доказавания, то это означало бы признание того, что в основу судебного решения по­ложена лишь вероятность существования его а не достоверное значе­ние о его существовании.

Поэтому, значение презумпций исчерпывается тем, что они представляют собой особые правила, распределений обязанностей доказывания.

В основе таких правил лежит принцип процессуальной экономии. Раз при данной ситуации презюмируемое обстоятельство скорее всего существует, разумнее не возлагать на заинтересованное лицо обязанность его доказывания , а напротив, возложить обязанность доказывания обратного на то лицо, которое утверждает, что презюмируемое обстоятельство в действительности в данном конкретном случае не существует.

Из этого и исходит законодатель.

Установление законом правила распределения обязанностей доказывания применяется вне зависимости от формы судебной защиты и одинаково проявляется во всех видах исков.

Сторона, утверждающая о принадлежности ей права, которому соответствует обязанность другое стороны, должна доказать ту часть обосновывающих это утверждение фактов, обязанность докаэывания которых на нее возложена. Другая часть имеющих значение для дела фактов доказывается стороной, которая наличие права и соответствующей обязанности оспаривает.

В исках о присуждении и в положительных исках о признании, как говорилось выше, утверждает о принадлежности ему права истец, он и доказывает обосновывающие наличие права факты, ответчик же, возражая против иска, доказывает факты, служащие основанием возражений.