Упорядоченной соотнесенности между этими двумя семействами качеств не просматривается, что открывает широчайшие возможности для сугубо неформальных взаимодействий между центрами управления.
Специфика представимости заключается в том, что при взгляде из управляющего федерального центра в роли "точек" выступают т. н. регионы, из региональных центров - районы и отдельные города, из районных центров - большинство поселений (но не все поселения). В результате реальная карта подменяется схемой пирамиды, основанием которой служат меньшие пирамиды, вследствие чего в пространстве управленческих представлений оживает принцип Средневековья: "вассал моего вассала - не мой вассал".
Понятие пространственного развития связанное с представлением о планировании (планировки) города. О плане города как плане застройки писали классики муниципального управления еще в начале прошлого столетия (Френкель З.Г., Велихов, Говоренкова Т.М., Глазычев В.Л. и др.)
В эпоху античного роста городов (эпоху индустриального развития), развивается строительство доходных домов "под сдаточные квартиры" на основе коммерческой выгоды.
При этом строятся эти дома преимущественно такими домовладельцами, которые совсем не думают, в них жить могут думать и заботиться об общем плане и удобстве жизни данной территории, которые строят дома, не приспособляя его по всем особенностям места.
Об этом пишет известный муниципальный деятель Френкель З.Г. в своей книге "Основы общего городского благоустройства". План города он рассматривает как основу благоустройства.
Он развивает требования к планировке и пространства города с точки зрения общего благоустройства, разделяя город на основные районы (торгово-деловой, промышленный и специально-жилые):
удобство экономической и социальной жизни;
развитие городских путей и средств сообщений;
безопасности (пожары, наводнение, обвалы);
санитарного благополучия;
лучшего естественного освещения;
ограждения чистоты почвы и водоемов;
правильного расположения общественных учреждений и зданий общего пользования.
Здесь заложена идея целостного города как единого целого - социального, экономического и культурного пространства.
В свою очередь Велихов Л.А. поддерживает теорию Говарда выдвинувшего идею "города-сада".
План Эбенизера Говарда вкратце заключается в следующем. В здоровой, сухой сельской местности по линии железной дороги организаторами, занимающими видное общественное положение и пользующимися безукоризненной репутацией, приобретается посредством низкопроцентных ипотечных займов участок земли в 6000 акров (2220 десятин), ценой по 400 руб. за акр. Как долг, так и земля впоследствии передаются городскому самоуправлению. Город-сад должен быть рассчитан на 30 тысяч жителей, построен в центре имения и занимать пространство в 1000 акров. Он предположен в кругообразной форме, мерою от центра к периферии около 1 версты. Шесть великолепных радиальных бульваров, каждый шириною в 15 сажен, пересекают город от центра к периферии, разделяя его на шесть равных частей. В центре находится кругообразная площадь мерою около 2 десятин, на которой разбит хорошо орошенный сад. Вокруг этого сада находятся городская ратуша, главный концертный и лекционный зал, театр, библиотека, музей, картинная галерея и больница. К этим строениям примыкает общедоступный центральный парк величиной в 50 десятин с площадками для игр и приспособлениями для отдыха. Вокруг центрального парка (за исключением мест пересечения бульваров) расположена широкая стеклянная аркада - "хрустальный дворец" - убежище горожан в дождливую погоду, а также местоположение лучших магазинов и зимнего сада. Вокруг центра все удаляющимися кольцами располагаются пять концентрических бульваров (улиц), из коих средняя, наиболее широкая (60 саж), является главным проспектом, разделяющим город на две зоны - внешнюю и внутреннюю. На этом великолепном проспекте (avenue), утопающем в зелени, шесть участков заняты публичными школами.
Жилые дома (одноэтажные или двухэтажные коттэджи) расположены как на радиальных, так и на концентрических бульварах.
На внешнем поясе города находятся фабрики, товарные склады, лесные дворы и проч. Все они обращены фронтом к железной дороге, опоясывающей весь город, и соединены ветками с главной железнодорожной линией, прорезывающей имение. Благодаря такому устройству, товары могут нагружаться прямо из складов и фабрик и отправляться во все стороны, а также получаться прямо на фабрики, чем достигается экономия в перевозке и разгрузка улиц от товарного движения. Универсальной энергетической силой для производства и распределения потребительных ценностей служит в городе-саде электричество.
Городские отбросы утилизируются в незастраиваемом сельскохозяйственном поясе имения, составляющем 2/3 его общей территории. Последняя эксплуатируется арендаторами (фермерами). Зерновое хозяйство ведется отдельными лицами или кооперативными союзами, садоводство же и огородничество более преуспевают при детальной обработке небольших участков земли. Сельскохозяйственные продукты сбываются преимущественно в самом городе. В общем весь город опоясывается широким зеленым поясом насажденных лесов, лугов и полей, которые являются как бы защитой города-сада от наступления на него нездоровых и безобразных, стихийно расползающихся во все стороны построек. Когда в городе-саде появляется избыток населения, то на известном расстоянии от него возникает новый центр и вокруг него новая аналогичная система. Общую свою цель Говард видит в поднятии уровня здоровья и благосостояния всех тружеников посредством естественного и производительного (экономического) сочетания городской и сельской жизни на земле, принадлежащей самостоятельной городской общин.
Велихов предлагает создание такого города в России, взяв за основу синтез города и деревни. Он считал, что в данном случае найдена тенденция развития человеческого поселения соответствующего социалистической системе. В создании подобного города он видел такие плюсы как:
дешевизна жизни;
близкие расстояния;
сочетание природы и культуры;
сотрудничество добывающей и обрабатывающей промышленности;
разрешение жилищного вопроса;
сохранение здоровья трудящегося поколения.
Велихов в своих трудах говорил о переходе к культурному образу жизни в экологически чистом пространстве.
В советском государстве не стало городов в общепринятом смысле этого слова. Вместо них возникли, объявленные дискуссией "О соцрасселении" в Коммунистической Академии 1930 года - "Соцгорода". Описание дискуссии популярно в архитектуроведческих работах. Между тем на самом деле ее цели были достаточно далеки от архитектуры. Истинным содержанием было формирование концепции Соцгорода. В докладах участников дискуссии Л. Сабсовича и А. Зеленко были определены две основные черты нового феномена:
"Соцгород есть город ПРИ промышленности"
"Соцгород есть город в системе Единого Народнохозяйственного Плана".
Говоренкова считала что: первое положение делало город, породивший производство, науку и культуру, придатком индустрии, проходной при заводе, и наиболее последовательно отразилось в известном принципе "остаточной экономики"; Второе положение лишало смысла саму городскую власть, превращая ее исключительно в исполнительную.
По ее мнению "строительство" приобрело метафорический оттенок, стало отражением фетишизации будущего, а город-вещь - средой для его реализации. Воплотившись в Едином Народнохозяйственном плане, опиравшемся на единство государственной собственности, будущее стало не просто целью, но и смыслом существования, которому было принесено в жертву настоящее, тяготы и нужды реальной жизни населения.
1 августа 1932 выходит Постановление ВЦИК и СНК "Об устройстве населенных мест РСФСР", первый Закон соответствующий идее Соцгорода. Этот Закон вообще необычайно интересен в отношении многих положений, но в данном контексте любопытны: последовательность приоритетных целей от промышленности к необходимому ее элементу трудящимся (Город при промышленности), строительство как основной и даже единственный способ развития и устройства, создание проектной системы, состоящей из цепочки проектных работ, в последовательности от Центра к местам (город в системе единого Народнохозяйственного Плана), централизованное управление выделенным строительством. "Градостроительство" было ответственно лишь за один элемент развития - развитие вещной среды городов через строительную деятельность. Прогноз всех социально-экономических процессов, связанных с городским развитием, облеченный в форму директивы, выполнялся институтом Центра Госпланом.
На уровне города выполняется ряд дополнительных проектов, два из которых лежат по полномочиям выше Генплана и исполняются Госпланом, большинство же определяются подчиненными Генплану и выполняются на его условиях (проект развития улично-дорожной сети, систем инженерного оборудования, благоустройства, инженерной подготовки территории, охраны среды и памятников истории, культуры и архитектуры и т.п.). Однако и на этом уровне велико вмешательство Госплана. Согласно "принципу непрерывности планирования, проектирования и строительства промышленных и гражданских объектов" требуется выполнение особых "проектов размещения на текущую пятилетку", откорректированных "реальными заданиями пятилетнего плана".