Смекни!
smekni.com

Представительство сторон в гражданском процессе (стр. 3 из 6)

Гражданским законодательством России предусмотрены виды юридических лиц, дела которых ведут не органы этих юридических лиц, а

________________________________________________________

1Власов А.А. Адвоката как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе.//Издательство Юрлитинформ, М., 2000.

их участники. Статья 72 ГК РФ устанавливает, что каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если

учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. Аналогичные правила применяются и при установлении порядка управления и ведения дел в товариществе на вере. В соответствии со ст. 84 ГК РФ управление в товариществе на вере осуществляется полными товарищами в соответствии с порядком, аналогичным правилам, установленным Гражданским кодексом о полном товариществе.

Полные товарищи не являются органами юридического лица, что следует из систематического толкования п. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ, указывающих, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1), а в предусмотренных законом случаях – через своих участников (п. 2). В соответствии с ГК РФ органы полного товарищества и товарищества на вере не формируются.

На практике участники полного товарищества и полные товарищи в товариществе на вере выступают от имени товарищества без доверенности на основании закона и учредительного договора, при этом не являясь органом юридического лица.

Несогласованность норм гражданского и гражданского процессуального права не позволяет в настоящее время корректно применять норму ч. 2 ст. 48 ГПК РФ. Для предоставления одинакового объема гражданских процессуальных прав и одинаковой возможности осуществлять эти права, а также принимать и исполнять гражданские процессуальные обязанности необходимо внести изменения в ГПК. Внесенные изменения должны аналогично нормам гражданского права устанавливать возможность ведения в суде дел юридических лиц их органами, участниками или представителями. Органы юридического лица действуют в пределах полномочий, установленных законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Участники юридического лица имеют право вести дела юридических лиц в суде в случаях, предусмотренных законом.

Здесь же следует указать, что современная судебная практика допускает наделение полномочиями процессуального представителя юридических лиц. С развитием системы процессуального представительства и отсутствием адвокатской монополии представительство юридическими лицами (как правило, специализирующимися на оказании подобного рода услуг) будет расширяться. Однако анализ гл. 5 ГПК РФ позволяет утверждать, что законодатель видит представителем физическое лицо.

2. Виды и основания судебного представительства сторон в гражданском процессе.

Судебное представительство делится на виды в зависимости от согласия на участие в гражданском процессе представителя и представляемого. Это добровольное и обязательное представительство. Добровольное представительство в свою очередь делится на договорное и общественное, а обязательное – на законное и уставное.

Существует также деление в зависимости от юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение того или иного представительства. В самом общем виде представительство делится на договорное, основанное на договоре представителя и представляемого, и представительство из иных оснований.

Самым распространенным видом представительства в гражданском процессе является добровольное договорное представительство. В основании указанного вида представительства по определению лежит договор, и именно этим договором регулируются отношения между представителем и представляемым. Представитель и представляемый могут быть связаны гражданско-правовым или трудовым договором.

Это договор поручения, а также агентский договор (ст. 971 – 979, 1005 – 1011) в той части, в которой отношения агента и принципала регулируются нормами о договоре поручения в соответствии со ст. 1011 ГК РФ. В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Представляя собой классический пример связи между представляемым и представителем, договор поручения часто еще называют договором о представительстве. Договор поручения связывает обязательствами и наделяет правами лишь доверителя и поверенного, не обязывая и не наделяя правами кого-либо иного. Ни суд, ни противная сторона, ни любой другой субъект гражданского процесса не имеет права требовать исполнения представляемым, например, своей обязанности по обеспечению представителя средствами, необходимыми для исполнения поручения (п. 2 ст. 975 ГК РФ). Отношения между представителем и представляемым из договора поручения являются самостоятельными отношениями, не связанными с отношениями, являющимися предметом судебного разбирательства, в котором участвуют доверитель, как сторона или третье лицо, и поверенный, как процессуальный представитель.

Вторым видом договора является трудовой договор. На основании этого вида договора в процессе чаще всего выступают юрисконсульты и бухгалтеры предприятий. Но представителем организации в суде может быть любой работник с надлежаще оформленными полномочиями на ведение дела. Отношения между представителем и представляемым регулируются в этом случае трудовым контрактом и трудовым законодательством. Юрисконсульты, работающие в различных предприятиях, учреждениях и организациях, не обязаны, как в других странах, быть членами коллегий адвокатов. Они представляют в судах интересы тех организаций, где работают.

Третьим видом договора является договор транспортной экспедиции, который в соответствии со ст. 801 ГК РФ может содержать обязательство экспедитора представлять клиента (грузоотправителя или грузополучателя) в суде по спорам, связанным с перевозкой груза.

По поводу договора на оказание платных юридических услуг мнения ученых не сходятся. Халатов С.А., считает, что в основе процессуального представительства не может лежать, как это часто встречается на практике, договор на оказание юридических услуг, поскольку возмездное оказание услуг не предполагает наделение одного лица полномочиями выступать от имени другого (гл. 39 ГК РФ). Анализ такого рода договоров, в которых содержится обязательство одного лица оказать юридические услуги в форме консультирования, составления правовых документов и заключений по правовым вопросам, а также представлять интересы другого лица в суде или ином органе позволяет прийти к выводу, что в данном случае имеет место смешанный договор (ст. 421 ГК РФ). К отношениям сторон из такого смешанного договора должны применяться нормы о договоре поручения (агентского договора в случае совершения фактических действий), а также нормы о договоре возмездного оказания услуг, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).1

Разновидностью добровольного представительства является представительство одного из соучастников по поручению других соучастников (абз. 1 ч. 3 ст. 40 ГПК РФ). Специфика его заключается в том, что лицо, пред­ставляющее интересы соучастников, одновременно занимает процессуаль­ное положение стороны и представителя. Такое представительство воз­можно лишь при условии, что интересы соучастников в конкретном деле полностью совместимы.

Общественное представительство основано на факте членства в общественной организации. Оно заключается в том, что профсоюзы и другие общественные организации создают специализированные юридические консультации и оказывают правовую помощь своим членам, в том числе представляя их интересы в судах. Однако одного факта членства в этих общественных организациях явно не достаточно для возникновения отношений по представительству. Необходимо еще и заключение соответствующего договора поручения. Но этот договор заключается только с членами этих организаций.

_________________________________________

1Халатов С.А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе. М., 2002.

Законное представительство несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных родителями, усыновителями, опекунами или попечителями основано на факте происхождения детей от своих родителей, факте усыновления, акте об установлении опеки или попечительства, договоре о передаче в приемную семью.

В одних случаях законное представительство устанавливается в силу того, что граждане не обладают или лишены гражданской и

процессуальной дееспособности. Такое представительство установлено для малолетних, не достигших 14 лет, и для несовершеннолетних, лишенных в установленном порядке дееспособности. Законными представителями в этом случае являются родители, усыновители и опекуны.

Право представительства от имени и в интересах ребенка имеют, как правило, в равной степени оба родителя, отец и мать, если ребенок родился в зарегистрированном браке, или при его отсутствии отцовство установлено добровольно или по судебному решению. Законным представителем ребенка будет только мать, если отсутствует зарегистрированный брак и отцовство не установлено. В случае усыновления ребенка двумя лицами оба усыновителя являются законными представителями ребенка. Если ребенок усыновлен одним лицом, то его законным представителем являются родитель по происхождению и усыновитель.

Законное представительство опекунов и попечителей возникает на основании административного акта назначение опекуном или попечителем. Опекуны и попечители выступают в защиту интересов подопечных в любых государственных органах, в том числе и в судебных, без особых полномочий. Опека устанавливается над малолетними и над совершеннолетними, лишенными в установленном законом порядке дееспособности вследствие их душевной болезни или слабоумия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над совершеннолетними дееспособными лицами, если по состоянию здоровья они не в состоянии осуществлять свои права и обязанности либо они ограничены в установленном законом порядке в дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем или наркотиками.