Смекни!
smekni.com

Юридическая природа корпораций в России (стр. 2 из 2)

Классификация юридических лиц на корпорации (союзы, ассоциации) и учреждения является традиционным для системы пандектного права, наряду с классификацией юридических лиц на частные и публичные. Указанное деление появилось в европейских национальных правопорядках во второй половине XIX века и было обусловлено появлением альтернативной корпорации модели юридического лица - учреждения, которая юридически оформила потребность в обособлении имущества, переданного учредителем или учредителями в адрес организации, причем это имущество имеет "персонифицированный", "целевой" характер. Суть такой формы юридического лица, как учреждение, на наш взгляд, коротко, но емко выразил Г.Ф. Шершеневич: "Учреждение служит интересам многих лиц, но эти лица не члены его и не субъекты прав, составляющих имущество учреждения" <*>.

--------------------------------

<*> Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. Казань, 1912. С. 124.

Основанием для разделения юридических лиц на корпорации и учреждения является наличие или отсутствие соответственно состояния "членства", т.е. особого статуса участников, предполагающего, во-первых, строго фиксированный состав участников, а во-вторых, применительно к коммерческим корпорациям наличие особых "корпоративных" прав участников по отношению к корпорации.

Повторимся, что в силу особенностей лексики каждого языка обобщающее понятие для юридического лица, сутью которого является объединение либо лиц, либо капиталов, в каждой из стран отличается спецификой. Однако общим в континентальной системе права остается одно - это использование понятия корпорации в доктрине как обобщение коллективных форм предпринимательства и отсутствие корпорации как легальной организационно-правовой формы юридического лица.

Таким образом, несмотря на то что корпорация как правовой институт имеет глубокие исторические корни, ее современное легальное закрепление и доктринальное понимание в рамках различных правовых систем, как мы сумели убедиться, не отличается однозначностью подходов. Тем более неоднозначно оно в правовой системе РФ.

3. Понятие корпорации в современном российском праве

Существует очень много критериев для классификации юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ и принятыми в его продолжение федеральными законами: по форме собственности, по целям деятельности, по составу учредителей, по характеру прав участников в отношении юридического лица, по объему вещных прав юридического лица на используемое им имущество, по форме участия членов (участников), по порядку образования, по числу лиц - участников юридического лица <*>.

--------------------------------

<*> Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.-практ. пособие. М.: Издательство "Дело", 2000. С. 119.

В отношении необходимости классификации юридических лиц в российском праве на корпорации и учреждения среди отечественных ученых не существует единства мнений.

Основная проблема заключается в том, что с момента появления в правовой науке классификации юридических лиц на корпорации и учреждения произошел процесс плюрализации организационно-правовых форм юридических лиц, новые виды которых не всегда соответствуют жестким требованиям, казалось бы, прочно устоявшихся классификаций. Помимо того что классификация по тем или иным основаниям как логический прием является "...обычно результатом некоторого огрубления действительных граней между видами", с развитием знаний о предметах "происходит уточнение и изменение классификаций" <*>. При этом необходимо оговориться, что традиционный дихотомический способ классификации применительно к делению юридических лиц на корпорации и учреждения далеко не безупречен, и прежде всего терминологически, потому что понятие корпорации как организации, основанной на объединении лиц или капиталов, главным признаком которой должно быть именно наличие "корпоративной природы", т.е. союза двух или более лиц, не является антитезой понятию "учреждение", которое должно определять в качестве своего главного свойства отсутствие какого бы то ни было объединения. При использовании понятия корпорации в дихотомическом ряду следует обратить внимание на противопоставление ее коллективных начал принципам унитаризма в парной противоположности. Исходя из этого, более корректной является классификация юридических лиц по указанным критериям на коллективные (корпоративные) и унитарные (некорпоративные).

--------------------------------

<*> Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. С. 200.

Еще одним обстоятельством, по которому такое деление юридических лиц не прижилось на российской почве, является и то, что в современном российском праве "учреждение" и "корпорация" являются совершенно конкретными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, причем с достаточно причудливыми признаками.

Так, классическое понимание корпорации как формы юридического лица, при которой двое или несколько лиц объединяются для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, явно не соответствует исключительно "унитарной" модели государственной корпорации, регламентированной в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.) <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета. N 14. 24.01.96.

Модель учреждения в российском праве также является исключительно унитарной. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.), а также ст. 120 ГК РФ учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которое создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Такое понимание учреждения также не соответствует правовой традиции, ибо учреждение предполагалось как "особый субъект имущества, которому и будут принадлежать средства, назначенные для определенной цели и выделенные для этих целей из имущества различных лиц. Такое выделение может состоять на основании договора нескольких лиц, по дарственному или завещательному акту одного лица" <*>.

--------------------------------

<*> Шершеневич Г.Ф. Там же.

Кратко формулу отнесения организации к корпорации можно представить в следующем виде: корпорация - это по своей сути объединение лиц или капиталов, тем не менее не всякое объединение лиц есть корпорация. Весьма удобным, по мнению И.В. Елисеева, "внешним" критерием разграничения корпораций и учреждений (или иначе - некорпоративных организаций) в традиционной классификации может выступать наличие или отсутствие соответственно членства в организации <*>. Понятие "членство" в общем смысле определяется как определенное состояние, ибо определяется как "пребывание членом где-нибудь" <**>. Юридическое понимание термина "членство" содержится в ст. 6 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.), которая устанавливает, что "членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения". Несмотря на то что действие ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), определение понятия "членство" является базисным для разграничения организаций непосредственно на "корпорации" и "организации корпоративного типа", которые по своим признакам внешне напоминают корпорацию в том смысле, что они имеют в числе своих участников более чем одного субъекта.

--------------------------------

<*> Елисеев И.В. Гражданское право. Часть 1: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Издательство ТЕИС, 1996. С. 126.

<**> Ожегов С.И. Там же. С. 814.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что объединение лиц и капиталов является необходимым признаком корпорации, но недостаточным, таким достаточным признаком является наличие "членства" в организации.

В качестве вывода настоящего раздела необходимо выделить ряд обстоятельств.

В современном отечественном праве помимо объективных проблем нормативно-правового характера существует ряд проблем теоретического плана, которые не позволяют говорить о соответствии классического понимания корпорации пониманию российскому. В современном российском праве понятие корпорации используется в нескольких значениях. Условно можно говорить о значении понятия корпорации в легальном и доктринальном смыслах. С одной стороны, в юридической литературе часто упоминается о корпорациях, причем это понятие используется в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимизируется в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.) в качестве некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Несмотря на то что классификация юридических лиц по критерию "членства" в юридических лицах не получила легального закрепления в законодательстве РФ, в отличие от легального деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ), подобная классификация, по нашему мнению, имеет большое теоретическое значение, поскольку, помимо того что "...необходимость оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об учреждениях" <*>, исследование конструкции корпорации в юридическом аспекте интересно и тем, что оно отражает внутренние аспекты отношений между участниками корпорации, а также между участниками и самой корпорацией, в то время как ГК РФ и иные нормативные правовые акты, выстраивающие систему юридических лиц, устанавливают внешние признаки того или иного юридического лица, проявляющиеся во внешней среде во взаимоотношениях с третьими лицами.