Очень важным является и еще один момент. С изданием указов Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года о передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации и от 29 августа 1997 года о возложении на органы пограничной службы (ФПС России) новых функций оба ведомства, по существу, вошли в систему правоохранительных органов. В перечне же правоохранительных органов, указанных в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденном Президентом Российской Федерации, они не значатся. В связи с этим представляется, что в это Положение необходимо внести изменение, включив в него органы Федеральной пограничной службы и органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Более того, всесторонний анализ этой проблемы свидетельствует о правильности постановки НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации вопроса о том, что основания, состав участников, порядок координации деятельности правоохранительных органов и другие вопросы должны быть урегулированы не Положением о координации, утвержденным Указом Президента РФ, как это записано в Законе о прокуратуре Российской Федерации, а самостоятельным Федеральным законом[23].
Но по этой проблеме высказываются и другие точки зрения, значительно отличающиеся от приведенных выше. Так, по мнению А.Я. Мыцыкова, прокуратура должна координировать "не борьбу с преступностью и даже - не деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней". Он полагает, что "прокуратура, прежде всего, должна координировать применение законов, регламентирующих борьбу с преступлениями"[24].
Считаем, что прокуратура действительно должна координировать "применение законов, регламентирующих борьбу с преступлениями". Однако не только это, но и разработку таких законопроектов, а также поправок и дополнений к уже действующим законам. Одновременно нельзя согласиться с тем, что в настоящее время государству и обществу можно отказаться от деятельности прокуратуры по координации борьбы с преступностью. Это вопрос будущего.
Нельзя не отметить и следующее: практика свидетельствует, что координационные совещания, проводимые Генеральным прокурором (не говоря уже о других уровнях), не могут определять политику государства и стратегию борьбы с преступностью, они не имеют полномочий по принятию комплекса мер экономического, социального, научно-технического, организационного и иного характера, призванных в масштабе страны обеспечить необходимые предпосылки для успешного функционирования системы правоохранительных органов.
Обеспечение правопорядка и законности все более и более становится приоритетной задачей государственного уровня, от успешного решения которой во многом зависит стабильность в обществе и государстве. Она является важной составляющей обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Однако в стране нет специального органа, который на высоком государственном уровне прорабатывал бы весь комплекс стратегических задач борьбы с преступностью. Представляется, что следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что не нужно специально создавать такой орган, поскольку ряд задач приоритетного характера по борьбе с преступностью уже возложен на Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ[25]. Именно Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку предложений Президенту России в области обеспечения безопасности. Среди задач этого Совета - разработка стратегии обеспечения безопасности и организация подготовки федеральных программ. Создана Межведомственная комиссия по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, которую (по должности) возглавляет Генеральный прокурор РФ, а один из заместителей Генерального прокурора входит в состав Межведомственной комиссии по конституционной безопасности. Но эта координационная деятельность Совета Безопасности Российской Федерации должна протекать в рамках, установленных законом, и быть подконтрольной органам государственной власти и гражданскому обществу.
А пока именно прокуратура должна осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Для достижения этих целей следует обеспечить динамичный обмен информацией по вопросам комплексного анализа состояния борьбы с преступностью, ее структуры, динамики, прогнозирования развития криминогенной ситуации, по определению единых подходов в организации согласованных действий и целевых мероприятий.
Необходимо дальнейшее совершенствование практики межведомственного структурного взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и федеральных правоохранительных и контрольных органов в организационно-правовом обеспечении этой деятельности.
Требует повышения эффективности координирующая деятельность прокуратур субъектов Федерации по выработке единых целей и согласованных действий по ключевым вопросам
борьбы с преступностью и укреплению законности в субъектах Федерации и регионах страны. В связи с образованием федеральных округов нуждается в правовом регулировании координация работы региональных правоохранительных органов по борьбе с преступностью, разграничение их компетенции, определение ее направлений, форм и методов работы. Предстоит поднять на более высокий уровень организационно-методическое обеспечение координационной деятельности в прокуратурах городов и районов.
Повышение эффективности выполнения прокуратурой координирующей функции в борьбе с преступностью требует усиления правового обеспечения этой сферы.
Следует совершенствовать формы и методы взаимодействия прокуратуры и других правоохранительных органов с судами, органами исполнительной и законодательной власти. Для этого требуется более подробная нормативная регламентация вопросов о порядке подготовки и обмена информацией, разработке и проведении совместных мероприятий, выполнении принятых решений, процедур разрешения противоречий, возникающих в процессе координации деятельности, и др.
Для более успешного решения этих задач целесообразно расширить законодательную базу деятельности прокуратуры по осуществлению данной функции путем включения в Закон о прокуратуре специальной главы, где законодательно закрепить право органов прокуратуры в борьбе с преступностью координировать деятельность не только правоохранительных органов, но и органов государственного контроля.
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а, следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.
Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
Список используемой литературы
1. Еженедельник советской юстиции. 1922. №28. С. 14-16.
2. Законность. 1996. № 10.
3. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Утв. приказом Генерального прокурора РФ от 24 декабря 2001 г. № 80.