Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву 12 (стр. 2 из 6)

12. Механизм (аппарат) современного российского государства, пути его совершенствования. Федеральные органы российского государства. - спец-но созданная постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений и д/лиц, осущ-х гос-ную сласть, задачи и функции го-ва Признаки: 1. Все органы, учреждения д/лица создаются, действуют на основании КРФ, ФЗ, НПА; 2. единая иерархическая постоянно действующая система, построенная на принципах субординации и координации деят-ти; 3. в гос. органах работают проф-е служащие на постоянной основе, в выборных депутаты. Гос/аппарат – аппарат служащих Механизм гос-ва - гос-ные служащие, гос-ные организации, работающие на общественных началах, ех: комиссия по помилованию, в советский период парламент работал на общественных началах. Гос/аппарат – основная рабочая сила гос-ва, без него гос-во разрушается, 1917 – разрушается старый гос/аппарат, новый еще не создали, 91 – начало 92 – престал функционировать союзный аппарат, нового нет => неуправляемость. Нет аппарата – гос-во неуправляемо. Гос/аппарат в широком смысле – зак, исп, суд ветви власти. Гос/аппарат в узком смысле – исполнительная власть (чиновники), т/е ч/з нее осуществляется управление и принуждение в обществе. Вопросы совершенствования го/аппарата в РФ: 1. Вопрос управляемости: насколько он способен управлять делами гос-ва, сферой экономики. Она должна решаться совместно с институтами гражданского общества. 2. Вопрос безопасности: экономической, энергетической, человека. 3. Вопрос проведения реформы, она необходима для приостановления: роста аппарата, роста коррупции, роста бюрократии; решение: необходима гласность деятельности гос-х органов => подсоединяется контроль гражданского общества; вводится общественная палат для контроля деятельности гос/аппарата. 4. Вопрос интеграции российской государственности и российского общества, они должны оптимально взаимодействовать, объединяться в единый социальный организм, где функции гос-ва взаимодействуют с функциями институтов гражданского общества. Общественная палата – рост элемента гражданского общества. Власть должна быть легитимна, т/е народ должен ей доверять. ФОГВ: 1. Законодательные: 2х палатный парламент –-Федеральное собрание: ВП - Совет федерации + НП – Государственная дума 2. Исполнительные – Правительство РФ + Президент. 3. Судебные Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, Конституционный суд РФ. 13. Форма правления в России: генезис и современное состояние Форма правления – способ орг-ции верховной гос-й власти, порядок формирования гос органов, их взаимодействие м/у собой и с населением, степень уч-тия населения в их формировании. Генезис: - с 862 – Рюрик призван на княжение => раннефеодальная рабовладельческая монархия - абсолютная монархия, она сформировалась как противодействия монгольскому игу (на западе была сословно-представительная монархия, у нас не было) - советская .республика –= абсолютизм, т/к очень сильна власть вождя - распад СССР => сейчас смешанная полупрезидентская республика. Особенности республиканской формы правления в РФ: президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, к-е несет перед ним отв-ть за свою деятельность. Глава гос-ва: де юре и де факто: а) парламентская р-ка: д/ю – президент, д/ф – премьер министр б) президентская республика: совпадают в) полупрезидентская республика: совпадают Т/з лектора: в РФ 4я власть – "президентская власть", она объединяет три власти Президент координирует три власти. Единство трех ветвей власти обеспечивается К-цией, президент объединяет тоже. Помимо ОГВ в РФ очень сильно развито МС, осуществляет полномочия ч/з ОМС. 14. Форма гос. устройства в России: генезис, современное состояние и проблемы совершенствования - тер-ная орг-ция гос-й власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями. Генезис: ранее: унитарное гос-во, окраины российской империи имели самостоятельность, свои гос-ные органы, ех: Польша, Ср/Азия, Финляндия – здесь самоуправление было, хотя центр в Москве. Советский период: по сути это было унитарное гос-во (целостное гос-во, адм-тер-ные единицы к-го не имеют статуса гос-х образований, т/е не обладают суверенными правами), но де юре республика. Конфедерация – союх суверенных гос-в, образуемых для для достижения определенных целей. Федерация (сложное союзное гос-во, части к-го явл-ся гос-ми образованьями обладают суверенитетом) – конституционно-договорная основа, но договорная основа м/у центром и субъектами сейчас не развита. принцип "матрешки" , один субъект входит в другой хотя по К-ции они равноправны. - равноправие народов РФ - равноправие субъектов с фоив - 7 округов - право наций на самоопределение, право на выход - субъекты м. иметь свом высшие органы - свое гражданство - свои конституции / уставы - разграничение сферы компетенции: госуд-ная, совместная, субъектов. 15. Тоталитарный режим: российский опыт 16. Политический режим в России, тенденции его развития Политический режим – совокупность средств, способов, методов осуществления власти, выражает связь гос-ва и общества. Виды политических режимов: 1. авторитарный – гос-во опирается на насильственные методы осуществления власти, в мире часто был в виде военного, демократического , бонопартического; 2. тоталитарный – гос-во полностью подчиняет себе общество, нет свободы личности, сила гос-го аппарата соединена с партийным аппаратом, военно-демократический, ех: фашизм, коммунизм; 3. демократический, имеет три разновидности: а) демократия периода формирования государственности (ех: вече Новгорода, афинская демократия) – здесь сохранение родовых традиций общества; б) демократия как внешний, прикрывающий другой режим общества, инструмент (ех: советская демократия прикрывала тоталитарный режим); в) реальная демократия, формируется в современный гос-х, это реальное народовластие, гос-во выражает волю народа. либеральный режим – это переходный вид режима от тоталитарного или авторитарного к демократическому (т/к быстрый переход невозможен в принципе), провозглашаются прав и свободы человека, исчезают черты авторитаризма / тоталитаризма. Политический режим России. 1 эт.: длительное время имеет место авторитарный режим, централизованное гос-во; 2 эт.: социализм: тоталитарный режим, одна коммунистическая идеология, гос-ная экономика; 3 эт.: развал социализма, появляются либеральные ценности. Сейчас в РФ либеральный режим с элементами авторитарного и демократических режимов. По К-ции – РФ демократичкое г-во, но реальной демократии нет, т/к существуют две основных политических силы: а) партия власти, формируемая чиновниками, несет авторитарные методы управления; он лидирует! б) коммунистическая партия – партия тоталитарного прошлого
17. Политическая система российского общества -это упорядоченная на основе права и иных соц. норм сов-сть институтов (гос.органов, полит.партий, движений, общ.орг-ций), в рамках к-рой проходит полит.жизнь об-ва и осущ-ся полит.власть. Пол.система показывает, как функц-ет пол.власть, пол.процессы. Пол.система регулирует производство и распределение благ м\у соц.общностями на основе использования гос.власти, участия в ней, борьбы за нее. Структура: пол.орг-ция об-ва (гос-во, пол.партии, движения, общ.орг-ции, труд.коллективы); пол.сознание; соц-пол и прав.нормы, рег-щие пол.жизнь; пол.отн-я; пол.практика (пол.д-ть и совокупный пол.опыт). Полит.партии – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части об-ва и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос.власти или участия в ее осущ-нии. Общ.объединения – добровольное формирование гр-н, возникшее в р-те их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей. 18. Плюрализм в понимании права. Основные правовые теории Анализ теорий по в зав-сти от того, какой из 3 элем-тов в основе. 1. Позитивистская теория права: право = источник права (Бергб, Шершеневич) отождествление права и закона, гос-во делегирует субъективные права и уст-ет юр-е об-ти в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему; "+": стабильный правопорядок, детальное изучение догмы права – стр-ры правовой нормы, осн-ний юр-й отв-ти; "-": искусственная ограниченность права от фактических общ-х отн-ний, отсутствие возм-ти нравственной оценки пр-х явлений; 2. Марксизм: как вариант позитивизма – право – воля господствующего класса, возведенная в закон => право = закон (его содержание - воля) 3. Нормативистская теория (Кельзен) разновидность позитивизма; право – система юридических норм: состоит из основных норм, из нее выводятся другие нормы, право стройная иерархическая пирамида во главе с основной нормой, юр сила кж нормы зависит от вышестоящей, нормы право излагаются гос-вом и обеспечивается его принудительной силой.; "+": позволяет создать совершенную систему зак-ва, обеспеч-т режим законности, единообразное применение норм, позволяет четко обозначить права и об-ти субъектов, абстрагироваться от классово – политических хар-к права; "-": отрицание обусловленности права потребностями общ-го развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве. 4. Социологическая теория (дюги, Муромцев): в основе субъективное право (третий элемент) => право те реальные правовые связи, которые имеют люди. Остальное вторично. Есть реальное право и "книжное" право (они могут не совпадать), т/е право следует искать не в книге, а в реальной жизни, в основе обществ. отношение, защищенное госв-ом. 5. Психологическая теория: Петражицкий: Право = правовые эмоции, право зарождается в психике человека. На основании психологических правовых эмоций создается позитивное право, право – конкретная психическая реальность - - правовые эмоции чел-ка, к-е делятся на переживание позит. права и переживание интуитивного личного права. 6. Школа естественного права (др Рим, греция, Сократ, Плутон, Демокрит): естественное право носит человеческий характер, права человека определяются природой человека, а не гос-вом. Но эти критерии д/б признаны гос-вом => позитивное право является производным от естественного, т/е выявление справедливых начал в праве, заложенных самой природой. 7. Теологическая теория: права человека имеют божественное происхождение, но отображаются в человеческом уме, который имеет естественный характер. Проблема выбора теории является основной, в любой теории есть элементы истины. Проблема выбора основного из трех элементов в праве => зависит от истинности теории. Возможно признать данные теории равными – интегральная теория права, но невозможно объединить основания различных элементов, все = есть производные, а есть основной среди них. Т/з лектора: основным является естественное право, субъективные и позитивные элементы производны. 19. Власть и право в их соотношении. Значение этой проблемы для правопонимания Власть – способность субъекта осуществлять контроль / подчинять своей воле / осуществлять господство. Она необходима для управления /организации совместной деятельности людей, она обеспечивает единство группы, стабилизирует. Если власть имеет рациональную основу – она стабильна, если не стабильна, то компенсируется за счет средств принуждения. Соотношение власти и права понимается по разному, это связано с тем, с какой властью связано право. Баранов "Теневое право" – нормы, складывающиеся в местах лишения свободы, т/к они противостоят официальным нормам => носят неофициальный характер, право связано не только с гос-вом, но и с иной властью – властью воров. Средние века: религиозное право – мусульманское (в основе - религия), власть религии олицетворяется юр-х нормах, заметно на нормах семейного права – это связано с неразвитостью права. Связь гос-ва и права: Гос-во в лице компетентных органов официально признает право в источниках права – связь гос-ва и права; Гос-во обеспечивает реализацию права силой гос-го принуждения. Право нельзя полностью считать подчиненным гос-й власти, гос-ная власть по отношении к праву чаще переоценивается и право рассматривается как инструмент гос/власти – это неправильно. Содержание правовых норм отражает интересы человека, общества, содержание права диктуется обществом, а не гос-м => право – единство правовой формы и содержания; правовое содержание определяется обществом; правовая форма определяется гос-вом => взаимодействия власти и права. Изменение характера власти существенно влияет на соотношение власти и права. При неразвитом гос-ве (тоталитаризм, авторитаризм) власть подавляла свободу в обществе, а т/к право по своим исходным целям является выражением свободы => в эти периоды право утрачивало свои ценностные качества => становилось инструментом власти (естественное право исключалось, а д/б три элемента). но развитое гражданское общество постепенно становиться властвующем субъектом, гос-во превращается в инструмент общества => изменение власти => изменяется право. Генезис права в соот-нии с властью (три этапа): 1эт.: традиционное право – право является относительно самостоятельным по отношению к гос-ву, основной источник- правовой обычай, создавалось самими людьми; 2этю: подчинение права гос/власти, право превращается в инструмент гос/власти, становиться позитивным, гос-во определяет содержание права => произвол элиты, тирана; 3эт.: современный, он только формируется в РФ – отношения права и власти становятся оптимальными: власть становиться такой, когда выражает интересы людей, несет идеи гуманистического гос-ва; право правового гос-ва= содержание воля + форма – гуманизм. 20. Проблема свободы в праве. Право как выражение свободы и как способ се ограничения 1 т/з: право – средство ограничения свободы (Черданцев) 2 т/з: право – выражение свободы, гарантия свободы; свобода мысли + свобода совести = духовная свобода; т/з Гегеля: свобода – познанная необходимость; свобода в социальном мире, гос-во как гарантия свободы, но и как ограничитель; т/з Канта: "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека; мой произвол ----//----". Соотношение свободы и произвола: часто отождествляется, но это не тождественные понятия: произвол – неразумная свобода, истинная свобода основана на разуме. Т/з Лосева: "Свобода есть совпадение того, что есть с тем, что должно быть" Свободен ли преступник в своих действиях? Он поступает как хочет, но его свобода мнимая, она – произвол. Свобода – то,ч то дложно быть - это разум. Истинное понимание свободы возможно только с т/з этики (науки о нравтвенности). Этическая теория права: наиболее точно отражает правовые цели правового регулирования, ценность права в обществе. Теория естественного права включает этические начала, т/к право выражает природу человека, а природу человека нужно понимать в ракурсе позитивности, т/ет природа человека – добро, духовность. 21. Право и закон, их соотношение. Значение этой проблемы для правопонимания В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективи­рованная форма. Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законо­дателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства - детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных норматив­но-правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании. В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие; 3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей
22. Субъект права, различные аспекты понимания Субъекты права - лица, субъекты общественной жизни, которые в соответствии с юридическими нормами и при наличии определенных обстоятельств могут иметь предусмотренные ими права и нести соответствующие обязанности. Воздействие юридических норм на поведение людей начинается с определения их статуса в качестве субъектов права. Субъекты права - это реальные участники общественных отношений. Однако не все люди и организации, действующие в рамках общественных отношений, являются субъектами права. Этот статус приобретают только те из них, кто обладает установленными юридическими свойствами - правоспособностью (возможностью иметь права) и дееспособностью (возможностью их самостоятельно осуществлять), ^ ^' Правовой статус коллективных субъектов различается в зависимости от того, какой по форме является данная организация: государственной, муниципальной, общественной или частной. В определенных отношениях (на международной арене, в федеративных связях) субъектом права может выступать также государство в целом. В сфере имущественных отношений отдельные лица - субъекты права называются физическими лицами, а организации - юридическими лицами. Если в процессе жизнедеятельности субъектов права, возникают юридические факты (обстоятельства, предусмотренные нормами права), их социальная связь становится правоотношением. В рамках правоотношения субъекты права приобретают по отношению друг другу юридические права и обязанности. Права и обязанности реализуются субъектами путем их использования, исполнения и соблюдения. Через реализацию прав и обязанностей, соответствующую предписаниям юридических норм, достигается конечная цель правового регулирования. 23. Конструкция юридического лица и его сущность (общетеоретический аспект) 24. Особенности государства как субъекта права 25. Права и свободы человека, их место в правовой системе 26. Право и мораль, их соотношение Связь между правом и моралью обусловле­на той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой сис­теме. В сравнении с иными соц. нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки со­циальной действительности свободны от моральных оценок. Сферы действия права и морали в значитель­ной мере пересекаются. Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регу­ляции, представленный совокупностью норм и принципов, рас­пространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценнос­ти, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оце­нивать право с точки зрения его соответствия требованиям спра­ведливости и моральным ожиданиям. Формирование морали имеет естественно-историческое проис­хождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов государ­ства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой личности. По этой причине право и мораль сохраняют принципиальные расхождения. Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных импе­ративов: «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедли­вые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросо­вестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «пра­вомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юри­дически допустимое» и «юридически запрещенное». У морали в отличие от права нет специализированных про­водников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право приме­няется специальными учреждениями государства с использова­нием специальных средств и механизмов. Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распростра­няется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточна специфично. От морали право отличается государственной обеспеченнос­тью. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуля­торы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию. Являясь приоритетными типами нормативного регулирова­ния, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим об­разом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков.
27. Право и корпоративные нормы. Корпоративное право и его место в правовой системе России К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности). К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке). К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем (вот так!). 28. Право и религия Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе ос­воиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» по­ведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имею­щих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержатель­но определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, а некоторых случаях в качестве источников права (в качестве ил­люстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Ев­ропы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы). В то же время между правом и религией существуют прин­ципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, ут­верждение свободы совести одновременно означает, что сфера дей­ствия религиозных норм значительно уже права. Так, предпи­сания Торы распространяются исключительно на лиц, испове­дующих иудаизм, Корана - соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предпи­сываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало». Влияние права на религию в известной мере достаточно спе­цифично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» гарантируют свободу со­вести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной граждан­ской службой. В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в част­ности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавля­ющим личность и путем зомбирования превращающим ее в сле­пого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром «Аум Сенрикё». 29. Социальная ценность и функции права Ценность права - это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права: 1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью (придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность). 2. Право воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. 3. Право является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. 4. Ценность права состоит также в его способности быть вы­разителем идеи справедливости. Право выступает критерием пра­вильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и проч.. 5. Право выступает мощ­ным фактором прогресса, источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития. 6. Право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются ос­новой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера. Функция права - это проявление его имманентных, специ­фических свойств. 1. ФП вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. 2. ФП - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении кото­рого порождает необходимость существования права как социаль­ного явления. 3. ФП выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. 4. ФП представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид обще­ственных отношений. 5. Постоянство как необходимый признак функции характери­зует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. Группы функций права: - общеправовые (свойственные всем отраслям права); - межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем от­раслям права); - отраслевые (свойственные одной отрасли права); - правовых институтов (свойственные конкретному институ­ту права); нормы права (свойственные конкретному виду норм права). 30. Правотворчество: понятие, принципы, разновидности. П- деят-ть компетентных органов гос-ва по принятию, изменению и отмене НПА и юр-х норм. По сути это интеллектуальная деят-ть, требующая пр-х зананий и навыков по формулировке общих правил. Принципы: это основные начала осуществления правотворческой деятельности. 1. Законности – разработка и принятие НПА д. осущ-ся с соблюдением пр-й процедуры и не выходить за пределы принимающих их органов; 2. Научности подготовка проекта и его принятие осущ-ся с уч-ем представителей различных наук в зависимости от х-ра акта; 3. использования пр-го опыта – вновь разрабатываемый НПА д. опираться на уже известный положительный пр-й опыт гос-ва и цивилизации в целом; 4. демократизма и связи с практикой - - н-мо эффк-но выявить истинную волю народа, постоянно отслеживать общ-ные процессы, ориентироваться на практику применения уже дйств-го зак-ва, своевременно устранять пробелы в праве. Виды: 1. Референдум – одобрение или неодобрение проекта з-на путем всенародного голосования; 2. Принятие НПА уполномоченными органами гос-ва - РФ - Федеральным собранием (СФ+ГД) ч/з законодательный процесс, подзаконное П – осущ-ся президентом, правит-вом, иными уполномоченными органами, н-мо для компетентного решения узкоспециализированных вопросов и ч/б не загружать парламент; 3. Санкционирование гос-м обычая (в РФ нет); 4. Выработка судебного прецедента (в РФ нет). 31. Система нормативных актов в РФ 1. КРФ – принята на референдуме, уст-ет основные начала, принципы общ-го и гос-го строя, перечень осн-х прав ч-ка, стр-ру и ком-цию высших органов гос-ва 137 статей. 2. ФЗ принимаются ГД, одобряются СФ, особая группа ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренных КРФ, особый порядок их принятия: ¾ голосов СФ, 2/3 - ГД. 3. З-ны субъектво – не м. противоречить федеральным, принимаются по вопросам собственного ведения, в сфере совместной компетенции, если аналогичного акта нет на фед-м уровне. 4. Подзаконные акты: а) указы пред-та: рег-ют основные направления внутренней и внешней политики, не л. противоречить вышестоящим актам, многие проекты указов подготавливаются прав0вом, др-м компетентными органами; б) НПА прав-ва – постановления (по нормативный хар-р и наиболее важное значение) и распоряжения (по текущим оперативным вопросам). они м/б приняты только в рамках компетенции прав-ва и только во исполнение текущих законов; в) акты ФОИВ - - самые многочисленные, приказы, инструкции, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, - во всех сферах общественной жизни; г) Акты ОГВ субъектов; д) Локальные акты - - на предприятии, в орг-ции – об-ны только внутри орг-ции.