Когда речь идет о фиксации результатов осмотра, большинство криминалистов указывает только на такие способы, как составление протокола осмотра, фотографирование и вычерчивание планов. Изъятие и приобщение в качестве вещественных доказательств отдельных предметов и частей предметов они почему-то к способам фиксации не относят. Между тем это не что иное, как фиксация результатов осмотра, закрепление работы, проделанной следователем во время осмотра. Хотя зарисовка отдельных предметов как способ фиксации является весьма несовершенной, ибо она никогда не может передать с необходимой точностью воспроизводимый объект, исключать полностью ее применение было бы неправильно. В определенных случаях зарисовка может с успехом и пользой применяться. Кроме того, к способам фиксации необходимо отнести и различного рода измерения, производимые во время осмотра, так как этими действиями закрепляются в протоколе осмотра данные о размерах предметов, расстояниях между ними и т. д.
Таким образом, фиксация результатов осмотра места происшествия может осуществляться несколькими способами:
1) составление протокола осмотра места происшествия;
2) производство фотографических снимков;
3) изъятие различных предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств;
4) изготовление копий в виде слепков и отпечатков на следовой пленке;
5) вычерчивание планов и схем места происшествия;
6) различного рода измерения;
7) зарисовка.
Первым, с точки зрения последовательности, применяется такой способ фиксации обстановки происшествия, как фотосъемка. Почти 90 лет назад русский процессуалист П. В. Макалинский, указывая на значение фотографии для раскрытия преступлений, писал: “Как бы ни был добросовестен и тщателен осмотр, как бы он ни был ясно, последовательно, картинно и даже художественно изложен, описание никогда не может дать того наглядного представления, как фотография”.
Правильность этого мнения давно подтверждена практикой. Далеко не всегда поддается описанию все то, что видит следователь на месте происшествия, в то время как с помощью фотографии можно запечатлеть все с максимальной точностью. Однако значение фотографии не ограничивается лишь наглядностью, оно заключается еще и в том, что “объектив никогда не пропустит то, что может не доглядеть следователь”.
Развитие фототехники предоставляет криминалистам новые возможности в области фотографической фиксации обстановки происшествия. В определенных случаях гораздо полезнее, например, применение цветной фотографии, чем черно-белой, так как она точнее отражает заснятый объект и поэтому более наглядна.
Научно-технический прогресс позволяет перейти к непосредственному практическому применению киносъемки при производстве осмотра мест происшествия, однако на данном этапе становления нашего государства этот вид фиксации применяется крайне редко.
Как указывалось выше, результаты осмотра места происшествия могут быть зафиксированы не только фотографическим путем, но и графическим, т. е. посредством составления планов, схем, чертежей и т. д. Современная техническая оснащенность органов следствия и дознания предоставляет все возможности для применения такого способа фиксации.
Общий план должен наглядно воспроизводить картину места происшествия. Он должен быть составлен таким образом, чтобы лицо, читающее его, могло четко представить себе, где произошло событие, что и где обнаружено. Для выполнения указанной задачи план должен отвечать следующим требованиям:
1) точно отражать действительную картину места происшествия;
2) вычерчиваться с соблюдением определенного масштаба, либо с указанием точных размеров;
3) быть ориентированным как по странам света, так и по отношению к ближайшим населенным пунктам, дорогам, водным бассейнам и т. д.
Измерения, изготовление копий в виде слепков и отпечатков на следовой пленке, зарисовки находят применение при осмотре места происшествия по различным категориям дел. Например, измерение как способ фиксации чаще всего применяется при осмотре по делам о нарушении правил техники безопасности, по автопроисшествиям и др. Изготовление копий в виде слепков и отпечатков на следовой пленке особое значение приобретает при обнаружении. На месте происшествия следов ног, пальцев рук и т. д.; зарисовка - при необходимости точно зафиксировать конфигурацию объектов.
Все указанные способы являются лишь вспомогательными, дополняющими, протокол осмотра места происшествия, который, как выше уже отмечалось, является основным обязательным средством фиксации, поэтому считаю необходимым остановится более детально на его значении при осмотре места происшествия, его структуре и необходимых реквизитах.
Протокол осмотра места происшествия-основной процессуальный документ, отражающий ход и результаты этого следственного действия и служащий доказательством. В протоколе описываются все действия следователя, используемые методы и научно-технические средства, а равно все обнаруженное в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В протоколе перечисляется и описывается также все изъятое при осмотре. На важное значение протокола осмотра в свое время обращал внимание один из первых советских криминалистов Иван Николаевич Якимов. Он писал: “Мало наблюсти и обнаружить важное и нужное для дела при осмотре. Это только половина задачи, другое же-это закрепить и запечатлеть все наблюденное и найденное при осмотре во внешних формах, дающих правильное и точное представление каждому, кто по ним должен ознакомиться с результатами осмотра”.
При расследовании убийств в большинстве случаев следователь сталкивается с необходимостью осмотра трупа. Наружный осмотр труда на месте обнаружения состоит из двух стадий – общего и детального осмотра трупа. При этом обязательно исследуются: поза трупа и его положение на месте происшествия. При изучении позы трупа выясняется расположение частей трупа относительно друг друга. При изучении положения трупа надлежит установить его расположение по отношению к ближайшим неподвижным объектам.
Об изменении позы трупа могут свидетельствовать расположение и характер трупных пятен, которые могут исчезать и появляться на других частях трупа только в первые 6-8 часов после смерти, через 10-12 часов трупные пятна не исчезают совсем.
Осматривая труп, необходимо внимательно исследовать ложе трупа, то есть поверхность на которой лежит труп, и сопоставить обнаруженные на коже трупа оттиски с предметами, на которых лежит труп. Если между формой найденных на ложе трупа предметов и очертаниями следов на коже трупа имеются различия, то можно сделать вывод, что труп был перемещён. Признаком изменения положения трупа является нарушенное трупное окоченение, а также некоторые другие следы на теле трупа: кожные ссадины посмертного происхождения и т.д.
При осмотре трупа уделяется внимание внешнему состоянию одежды на трупе, описываются орудия причинения смерти, обнаруженные на трупе (петля, нож и т.д.). Если орудие убийства находится в стороне, то оно осматривается по плану, определенному следователем. Рекомендуется сохранять в неприкосновенности узлы и форму петель, снятых с трупа, разрезая их в отдаленном от узла месте.
После осмотра внешнего состояния одежды, фиксации положения и позы трупа необходимо осмотреть ложе трупа. С этой целью труп необходимо приподнять и отнести в сторону, не волоча его и не переворачивая, чтобы не сместить находящиеся под ним предметы. При этом в определенных случаях необходимо соблюдать осторожность. Имел место случай, когда под трупом находилась граната. При его поднятии освободилась чека, взрывом были ранены участники следственного действия.
Тщательность следственного осмотра, применение научно-технических средств при его производстве, аналитическая деятельность следователя – те необходимые условия, которые во многом предопределяют конечный результат расследования преступления.
1. Осмотра места происшествия/Под ред. И.М.Лузгина.- М: Юридическая литература , 1992 г.
2. Справочник следователя/Под. ред. Н.А.Селиванова.- М.:Юридическая литература.- М, 1990 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
4. Криминалистика: Учебник для ВУЗов. М., 2000
5. Мудьюгин Г.Н. Расследование убийств, замаскированных инсценировками.- М.: Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1973