Более правильной представляется точка зрения других авторов, в соответствии с которой внутренним правоотношением между представляемым и представителем является правоотношение, содержанием которого является полномочие представителя и соответствующая ему обязанность представляемого принять на себя юридические последствия действий представителя, совершенных в пределах полномочия.[7] При этом одни авторы считают, что под внешним правоотношением следует понимать правоотношение между представителем и третьим лицом в процессе заключения сделки или совершения иного юридического действия.[8] Другие авторы, под внешним правоотношением понимают правоотношение между представляемым и третьим лицом, которое возникает, изменяется или прекращается в результате совершения представителем юридических действий.[9] Это мнение практически не находит поддержки в юридической литературе в связи с тем, что отношение между представляемым и третьим лицом рассматривается как результат осуществления представительства.
Важно подчеркнуть, что в российском гражданском праве представительство понимается только в узком смысле, согласно которому представителем может считаться только то лицо, которое выступает от имени представляемого.
В этой связи в науке гражданского права выделяют понятие представительства в «широком смысле» и «узком смысле». При этом в понятие представительства в «широком смысле» включается как прямое представительство (представитель действует от имени в интересах представляемого), так и косвенное представительство (представитель действует от своего имени в интересах другого лица). Так, по мнению Л.В. Санниковой, под представительством, в широком значении, следует понимать правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) совершает действия в интересах другого лица (представляемого) от своего имени или от имени представляемого с целью создания для последнего желаемых им правовых последствий[10].
Таким образом, представительство рассматривается как одна из форм реализации гражданами и юридическими лицами принадлежащих им прав и обязанностей через представителей. Представительство может иметь место не только по собственной воле субъекта гражданского права, но и в связи с отсутствием у него юридическая способности или физической возможности совершать юридические действия. Под представительством необходимо понимать совершение юридических действий представителем, при котором все правовые последствия возникают не у представителя, а у представляемого. При этом представитель действует не от собственного имени, а от имени представляемого.
1.2 Субъекты представительства
В отношениях представительства принято различать трех субъектов - представляемого, представителя и третье лицо, с которым у представляемого возникает правовая связь благодаря действиям представителя.
Представляемый (доверитель) – это лицо, которое, желая или нуждаясь в помощи другого лица, наделяет его полномочием на совершение от своего (доверителя) имени определенных юридических действий.
В роли представляемого может выступать любой субъект гражданского права - юридическое лицо или гражданин независимо от состояния дееспособности, поскольку представляемый сам юридических действий не совершает, в силу чего им может быть лицо несовершеннолетнее, недееспособное, а также структурное подразделение юридического лица. Например, от имени полностью недееспособного гражданина все сделки совершает назначенный ему опекун (ст. 29 ГК РФ).
Представитель – лицо, действующее от имени и по поручению представляемого.
Круг лиц, которые могут быть представителями, является более узким. Представителем может быть только лицо, наделенное полной дееспособностью, т.е. граждане в возрасте от 18 лет, а также с 16 лет - при вступлении в брак либо эмансипации (ст. 21, 26, 27 ГК РФ). Граждане в возрасте от 14 до 18 лет, а также ограниченные в дееспособности могут быть представителями только при согласии на это соответственно родителей, усыновителей или попечителя. Выполнение представительской деятельности для определенных лиц может быть ограничено специальным законом (п. 3 ст. 37 ГК РФ, ст. 60 АПК РФ). Юридические лица могут осуществлять представительскую деятельность, только если она возможна по характеру их правоспособности. Существуют организации, в задачи которых специально входит осуществление представительства: адвокатура, транспортно-экспедиционные организации (ст. 801 ГК РФ).
Законом введены ограничения для некоторых категорий граждан. В силу того, что представитель действует в интересах доверителя, п. 3 ст. 182 ГК РФ установлено, что он не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Иначе говоря, невозможно, будучи стороной в сделке, а значит, имея определенный интерес, одновременно выступать и от имени (в интересах) контрагента по этому же договору, т.к. воля участников соглашения обычно имеет встречную направленность.
Представитель не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Этим запрещается двойное представительство (и продавца, и покупателя; и арендатора, и арендодателя). Исключением из этого правила, установленного п. 3 ст. 182 ГК РФ, является коммерческое представительство. В ст. 184 ГК РФ определенно, что коммерческий представитель – это лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, им может быть гражданин, занимающийся этим профессионально. Действовать он должен от имени и по поручению не любых лиц, в только предпринимателей для достижения их целей в области коммерции.
В соответствии со ст. 51 ГПК РФ не вправе быть представителями в суде следователи, судьи, прокуроры, кроме случаев, когда они выступают в качестве уполномоченных соответствующих органов или в качестве законных представителей.[11]
Нельзя использовать представителя для тех юридических действий, которые по своему характеру могут быть совершены только лично (п. 4 ст. 182 ГК РФ). Например, не допускается представительство при заключении и расторжении брака загсом (ст. 27, 33 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»[12]); заключении договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ), а также других указанных в законе сделок. Например, в силу указания закона совершение завещания через представителя не допускается (п. 3 ст. 1118 ГК РФ).
Представителя следует отличать от других лиц, содействующих заключению и исполнению сделок. Не являются представителями лица, действующие в чужих интересах, но от собственного имени. Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ к указанной категории лиц относятся:
1) коммерческие посредники, которые совершают действия, направленные на содействие заключению сделок (подыскивают контрагента по сделке, согласовывают место и время совершения сделки и т.п.). Коммерческие посредники сами не совершают сделок ни для одной из сторон;
2) конкурсные управляющие, которые при банкротстве осуществляют от своего имени все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом в интересах кредиторов;
3) душеприказчики, которым завещатель поручает исполнение завещания. Душеприказчик приступает к исполнению завещания после смерти завещателя и все действия по исполнению завещания осуществляет от собственного имени, а права и обязанности возникают у третьих лиц (ст. 1134 - 1135 ГК РФ);
4) рукоприкладчики, которые подписывают сделку от имени другого лица, если оно собственноручно не может подписаться вследствие физического недостатка, болезни, неграмотности (п. 3 ст. 160 Г РФ), т.е. осуществляют техническую помощь в оформлении сделки;
5) посыльные, которые только передают уже выраженное волеизъявление одного лица другому (письма, документы и т.п.).
Они не являются представителями в силу того, что они действуют хотя и в чужих интересах, но от собственного имени. Представитель же выступает от чужого имени и в чужом интересе[13].
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 года № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» пояснило, что не требуется от представителей сторон наличия юридического образования[14].
Третье лицо – участник, с которым от имени и в интересах доверителя представитель совершает юридическое действие, в том числе сделку. В качестве третьего лица может выступать также любой субъект гражданского права. Он должен обладать право- и дееспособностью, достаточными для совершения данного юридического действия. Им может быть и физическое и юридическое лицо. В результате взаимодействий представителя и третьего лица возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности представляемого. Такое третье лицо может быть избрано представляемым, ему может быть передан документ, удостоверяющий право представителя совершить с ним сделку для представляемого.
Наличие третьего лица для реализации представительства необходимо, но субъектом собственно представительских отношений он не является, так как правоотношения, созданные в результате действий представителя по купле-продаже, найму, займу и другим подобным правоотношениям, находятся за пределами собственно представительских отношений, не могут быть отождествлены с ними[15].
Как уже отмечалось, правовые связи при представительстве имеют сложную структуру и складываются из трех следующих отношений:
1) между представляемым и представителем;
2) между представителем и третьим лицом;