3) между представляемым и третьим лицом.
Первые два звена этой цепочки образуют соответственно внутреннюю и внешнюю стороны непосредственно представительства. Отношения между представляемым и третьим лицом являются результатом осуществления представительства и поэтому представительскими в точном смысле этого слова считаться не могут.[16]
Одним из наименее изученных и наиболее дискуссионных вопросов при рассмотрении субъектов правоотношения представительства является вопрос о множественности субъектов представительства. При этом несколько лиц могут выступить в качестве представителей одного представляемого, совершая юридические действия от его имени совместно или независимо друг от друга.[17] Наиболее распространенным случаем такой множественности субъектов в представительстве на стороне представителя является представительство родителями их недееспособных детей. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.[18] Поскольку родители имеют равные права в отношении своих детей, то, следовательно, каждый из родителей является законным представителем своего недееспособного ребенка и может совершать от его имени любые не запрещенные законом юридические действия независимо от другого родителя. Таким образом, оба родителя недееспособного ребенка в качестве его законных представителей могут независимо друг от друга совершат юридические действия, являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей ребенка.
В п. 2 ст. 1044 ГК РФ предусмотрена возможность выдачи доверенности несколькими представляемыми, так, в отношении с третьими лицами полномочие товарища простого товарищества совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется товарищами доверенностью, выданной ему остальными товариществами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.
Как представляется, о множественности субъектов в правоотношении представительства можно говорить только в том случае, когда в одном правоотношении представительства существует несколько представителей, которые могут совершать юридические действия от имени представляемого только совместно, или несколько представляемых, которые должны также совместно признать юридические последствия таких действий представителей. В случае же, когда несколько представителей могут совершать юридические действия от имени представляемого независимо друг от друга, следует говорить о существовании нескольких правоотношений и каждым из представителей. Исходя из этого должны решаться и вопросы, связанные с возникновением и прекращением правоотношения представительства и полномочия.
Таким образом, представитель – лицо, действующее от имени и по поручению представляемого. Представляемый (доверитель) – это лицо, которое, наделяет иное лицо (представителя) полномочием на совершение от своего (доверителя) имени определенных юридических действий. Третье лицо – участник, с которым от имени и в интересах доверителя представитель совершает юридическое действие, в том числе сделку. Множественность субъектов в правоотношении представительства в том случае, когда в одном правоотношении представительства существует несколько представителей, которые могут совершать юридические действия от имени представляемого только совместно, или несколько представляемых, которые должны также совместно признать юридические последствия таких действий представителей.
Действия представителя создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого лишь тогда, когда они совершаются в пределах предоставленных представителю полномочий. Если же представитель превышает свои полномочия, представляемый свободен от каких бы то ни было обязательств перед третьим лицом, с которым представитель вступил в правовые отношения от его имени.
Юридическая природа понятия «полномочия представителя» получила в литературе различные оценки. Одни ученные рассматривают полномочие представителя как особое субъективное право, которому не соответствует чья-либо конкретная обязанность[19] либо противостоит обязанность представляемого принять на себя все юридические последствия действий представителя.[20] По мнению Рясенцева В.А., полномочие есть проявление гражданской правоспособности.[21] О.С. Иоффе полагает, что полномочие является юридическим фактом, определяющим границы присоединения к правоспособности представляемого дееспособности представителя.[22] Каждая из этих позиций имеет как позитивные, так и уязвимые стороны, в силу чего вопрос о юридической природе полномочия продолжает оставаться дискуссионным.
Таким образом, со стороны своего содержания полномочие есть мера возможного поведения представителя по отношению к третьим лицам. Именно в силу предоставленного ему полномочия представитель заключает с третьими лицами сделки и совершает другие юридические действия от имени и в интересах представляемого.
В юридической литературе справедливо предполагается указать в норме, определяющей представительство, что оно охватывает другие, кроме сделок, действия. Указанное предложение ученых не было воспринято законодателями, что представляется неоправданным,[23] тем более что в абз. 2 п. 2 ст. 33 ГК РФ установлено право попечителя не только оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав, но и охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, т.е. совершать действия по самозащите права, которые могут носить не фактический, а юридический характер, но не быть сделками, как, например, обращение в органы местного самоуправления об отмене нормативного акта, препятствующего использованию дома, принадлежащего подопечному.
Возникновение у представителя необходимого полномочия связано, прежде всего, с волеизъявлением представляемого, а также с другими юридическими фактами. Согласно ст. 182 ГК РФ полномочия представителя могут основываться на доверенности, административном акте или законе. Объем и характер полномочий представителя, а также условия их осуществления прямо зависят от лежащих в основе представительства юридических факторов.
Указанные правомочия обычно подразделяют на два вида: правообразовательные - правомочия, связанные с возникновением правоотношения (право на принятие наследства, право на акцепт оферты и др.), и секундарные - правомочия, связанные с изменением и прекращением правоотношений (право на зачет, право на односторонний отказ от исполнения договора и др.)[24].
Деятельность без полномочий или с превышением их пределов может иметь серьезные юридические последствия для лица, выступавшего в качестве представителя. Согласно ст. 183 ГК РФ, если представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку, она считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица. Поэтому именно он будет нести перед контрагентом по данной сделке все обязанности и ответственность за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.
По вопросу применения ст.183 ГК РФ даны разъяснения в Информационном письме Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения ст.183 ГК РФ»[25]. В п. 5 данного Информационного письма Президиум разъяснил, что при разрешении споров, связанных с применением п.2 ст. 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательств).
В случае одобрения сделки представляемым - юридическим лицом суды должны принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно непосредственно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
При заключении сделок работниками юридических лиц, которые выходят за пределы предоставленных им полномочий или вовсе не имеют их, если только они не одобрены впоследствии представляемым, должны считаться несостоявшимися и не порождающими тех юридических последствий, на которые они были направлены. Что касается неуполномоченного представителя, то если его действия носили противоправный и виновный характер, он может быть в этом случае привлечен третьим лицом к ответственности за причинение вреда.
Обычно полномочия подтверждаются доверенностью. Ею признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Законные представители выступают в защиту несовершеннолетних детей без особого полномочия, т.е. им достаточно предъявить паспорт, свидетельство о рождении ребенка или опекунское удостоверение. Иногда о наличии представительских полномочий говорит обстановка (например, гардероб), в которой действует представитель, и конклюдентные действия лица (работник принимает на хранение одежду), действующего от имени организации (театра). В подобном случае представительство основано на административном акте – приказе о назначении на соответствующую должность.