Гроций Гуго ( 1538 - 1645 ) - известный голландский юрист, государственный деятель и писатель, родился в 1583 г.
Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он сделался студентом лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить.
15 лет Гроций участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Гроция по оде, посвященной ему, и, представляя его своим царедворцам, воскликнул: "вот чудо Голландии".
В Орлеане Гроций изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал "Satincon" Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями.
Тогда же он перевел и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии ("Adamus exul", "Chris tus patiens" и "Sophomphaneos").
В 1601 г. Гроций был назначен историографом Голландской республики, в 1607 г. - генеральным фискалом, в 1618 г. - ратспенсионарием в Роттердаме. В этой должности, соответствовавшей должности синдика в немецком городе, он принял участие во внутренних политико-религиозных распрях страны, как сторонник знаменитого Ольденбарневельда. Победителем из борьбы вышел Мориц Оранский, представитель идеи централизации.
Ольденбарневельд был казнен (1619); Гроций заключен в тюрьму, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика XIII. После неудачной попытки снова водворяться на родине, Гроций, по предложению шведского канцлера А. Оксенштирна, перешел на службу к стокгольмскому двору (переписка Гроция с канцлером теперь издана) и был назначен шведским послом в Париж (1634). В 1645 г. Гроций вышел в отставку и в том же году умер.
Несмотря на чрезвычайно сложную общественную и дипломатическую деятельность, Гроций успел оставить после себя ряд трудов богословских, юридических, исторических и смешанного содержания.
Из его богословских трудов самые известные: комментарии на св. Писание ("Annotationes in Vet. et in Novum Testam."), которые Лейбниц предпочитал всем до него существовавшим; "De veritate religionis christianae" (1662), перевод, не только на европейские, но и на азиатские языки; "Via ad pacern ecclesiasticam".
Сын Гроция издал все богословские трактаты отца в Амстердаме ("Opera Theologica"). О религиозных воззрениях Гроция см. Creuzer, "Luther и. Н. Grotius" (Гейд., 1846). Из юридических сочинений Гроция самое замечательное - "De jure belli et pacis", благодаря которому он считается, по справедливости, основателем всеобщего государственного права, философии права и международного права.
Гроций исходит из идеи общежительности (sociabilitas); принципом права он считает безопасность общества (societatis custodia). Это право он называет естественным, его источник видит в здравом смысле; оно отличается от позитивного права, божественного или человеческого, которое всегда произвольно.
Божественное право, в его глазах - право общее, относящееся ко всему человечеству; он его ставит рядом с естественным правом; но он допускал еще специально божественное право, приложимое к одним израильтянам. Гроций дал толчок изучение права; стали открывать кафедры с специальною целью изучать и комментировать его знаменитый трактат. См. Herlenstein, "Darstellung der Rechtsphjlosophie des H. Grotius" (1850); Hely, "Elude sur ie droit de la guerre de Gr." (1875).
Очень известен в XVII столетии был и трактат Гроция "De Man libero". Этот труд он написал против притязания Испании на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями. Этот трактат изучался всеми прибалтийскими государями в разгар борьбы из-за "dominium maris Baltbici".
К юридическим трудам Гроция следует отнести еще "De imperio summarum potesta tum circa sacra" (1677). Большое значение имеют и исторические труды Гроция. Благородный патриот с особенным воодушевлением занимался историей своей родины; "Annales et historiae de rebus Belgicis" доставили Гроцию почетное место в историографии XVII стол. и до сих пор не потеряли своего значения.