Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права совместной собствености граждан (стр. 3 из 6)

Характер действий по владению определяется титулом его владельца. Собственник может осуществлять владение в любое время по своему усмотрению. Хранитель или обладатель сервитута владеет имуществом только для выполнения определенных целей, предусмотренных содержанием договора. Общее время такого владения ограничено сроком действия договора и иными оговоренными в нем условиями (ст. 274, 904 ГК).

Действия по неправомерному завладению являются основанием для признания владения незаконным. Такое владение не основано ни на каком титуле. Незаконное владение может быть добросовестным и недобросовестным.

Владелец признается добросовестным, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения (ст. 302 ГК). Например, презумпция добросовестности продавца в соответствии с п. 3 ст. 10 ГК позволяет причислить владельца купленной на рынке краденой вещи к добросовестным владельцам, если покупатель не знал о том, что продавец не является титульным владельцем.

Владелец признается недобросовестным, если он знал или должен был знать, что его владение незаконно (ст. 303 ГК). Например, покупка с рук автомобиля без передачи продавцом технического паспорта выходит за границы разумных действий покупателя с точки зрения соблюдения правил торговли на данный вид товара. Неправомерное владение возникает при покупке имущества, которое продавец не имел права отчуждать (ст. 302 ГК), самовольном захвате земельного участка и самовольной постройке на нем (ст. 222 ГК).

Закон охраняет добросовестного нетитульного владельца, предоставляя ему ограниченное право на защиту своего владения (п. 2 ст. 234 ГК).

Действия по реальному владению вещью могут выступать необходимым признаком как для возникновения права собственности у владельца (ст. 234 ГК), так и для наступления ответственности вследствие причинения вреда при использовании вещи, являющейся источником повышенной опасности. В последнем случае лицо, имеющее право владения, но лишенное владения противоправными действиями других лиц, освобождается от ответственности за причинение вреда этим источником. Например, при наезде на пешехода автомобилем, угнанным с охраняемой стоянки, ответственность перед пешеходом будет возложена на угонщика как реального владельца автомобиля, а не на лицо, за которым закреплено право владения автомобилем (п. 2 ст. 1079 ГК).

При невозможности реализовать собственными действиями правомочие владения по причинам, которые не зависят от управомоченного лица, оно может требовать соответствующей компенсации от лиц, владеющих его имуществом (ст. 247, п. 2 ст. 303 ГК).

Под пользованием понимаются действия, целью которых является извлечение из вещей полезных свойств (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Под правомочием пользования понимается субъективное право на возможные действия по пользованию имуществом в пределах, установленных законодателем.

Способ действий по пользованию во многом определяется характером самой вещи. Если вещь является непотребляемой (например, средства производства, которые в процессе пользования не исчезают, а постепенно снашиваются — амортизируются), то под пользованием понимается применение этой вещи в производственной либо иной деятельности. Если имущество является потребляемым (продукты питания, сырье, топливо), то действия по пользованию направлены на прекращение существования такого имущества в прежнем качестве и на переход его в новое состояние (готовое изделие, тепловая энергия и пр.). При этом происходит фактическое распоряжение имуществом[8].

Законодателем закреплен различный объем действий по приобретению права пользования для различных субъектов права (п. 3 ст. 212 ГК). Наиболее распространенным гражданско-правовым способом действий, направленным на возникновение права пользования вне права собственности, является заключение сделок, например, аренды (ст. 264, гл. 34 ГК), найма жилого помещения (гл. 35 ГК), безвозмездного пользования (гл. 36 ГК) и др. Наличие права собственности на недвижимое имущество может служить основанием для возникновения права пользования земельным участком, на котором размещена недвижимость (п. 2, 3 ст. 268 ГК).

Определяя объем действий, входящих в правомочие пользования, законодатель ограничивает действия по пользованию наиболее ценным имуществом только прямым назначением этого имущества. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для производства сельхозпродуктов, жилые помещения — только для проживания граждан и т.д. (п. 2 ст. 260, п. 2 ст. 288 ГК).

Так же как и владение, пользование может быть правомерным, например, когда имущество получено от собственника или иного титульного владельца, и неправомерным, если имущество поступило к пользователю с нарушением действующего законодательства либо результаты действий по пользованию имуществом нарушают интересы других лиц (например, нарушение экологии в результате деятельности промышленного предприятия).

Пользование отличается от распоряжения вещью. Например, извлечение полезных свойств из имущества собственными силами пользователя признается действиями в рамках правомочия пользования. А передача в аренду, заключение других сделок по временному отчуждению имущества, направленных на получение прибыли, является распоряжением имуществом.

Распоряжение выражается в действиях собственника, направленных на изменение принадлежности вещи, передачу ее другому лицу. В результате распоряжения имущество выбывает из хозяйственной сферы собственника либо временно — на условиях, предусмотренных договором, либо навсегда — отчуждается. Под правомочием распоряжения понимается субъективное право на возможные действия по определению юридической судьбы вещи.

Временная утрата собственником возможности своими действиями реализовать ряд правомочий на вещь может произойти вследствие распорядительных действий следующего характера: заключение договора аренды (гл. 34 ГК), найма жилого помещения (гл. 35 ГК), хранения (гл. 47 ГК), комиссии (гл. 51 ГК), доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК) и др.

Действия собственника по распоряжению имуществом могут являться основанием для прекращения его права собственности и возникновения этого права у другого лица. Отчуждение имущества в собственность другим лицам по воле собственника происходит в результате следующих распорядительных действий: продажа (гл. 30 ГК), мена (гл. 31 ГК), дарение (гл. 32 ГК) и др.

В то же время законодатель не признает односторонний отказ собственника от имущества актом распоряжения. Фактические действия по отказу станут юридически значимым распоряжением только после волеизъявления другого лица на приобретение отказного имущества в собственность. До той поры лицо, отказавшееся от имущества, наделено всеми правами и обязанностями собственника (ч. 2 ст. 236 ГК).

Поскольку законодатель прямо не регламентировал действий по уничтожению имущества, эти действия рассматриваются как реализация правомочия распоряжения[9]. Однако, при этом следует учитывать концепцию законодателя, который закрепил за собственником бремя содержания имущества, т. е. обязанность в рамках правомочия владения осуществлять действия, направленные на сохранность имущества (ст. 210 ГК). Более того, законодатель предусмотрел ряд санкций за действия, ведущие к уничтожению или изменению хозяйственного назначения определенных видов имущества, как правило, представляющих большую материальную или иную ценность. Например, за государством закреплено право на выкуп в принудительном порядке бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК). Любое лицо в судебном порядке может требовать выкупа домашнего животного при ненадлежащем обращении с ним собственника (ст. 241 ГК).


1.4 Гражданин как субъект права собственности

Конституция Российской Федерации отражает реалии, в условиях которых функционирует наше общество, и провозглашает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34). Основным направлением получения материальных благ граждан служат их труд в качестве наемных работников или собственная экономическая деятельность на основе, закрепленной в ст. 35 и 36 Конституции РФ, а также частная собственность граждан. Источниками образования частной собственности граждан являются:

– труд в качестве наемных работников безотносительно к тому, в какой сфере хозяйства и культуры и к чьим средствам производства этот труд прилагается;

– труд в качестве полных товарищей в полном или коммандитном товариществе или в качестве членов производственного кооператива;

– экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли;

– предпринимательская деятельность, основанная на собственном труде или на привлечении наемного труда[10].

Действующее законодательство поощряет переход от одного вида частной собственности к другому, поскольку труд и капитал должны устремляться туда, где они могут принести наибольший экономический и социальный эффект. Собственность физического лица образуется, как правило, за счет поступления из нескольких источников дохода. В частности, гражданин как пенсионер получает пенсию, как наемный работник – заработную плату, как акционер – дивиденды, как лицо, ведущее подсобное хозяйство на земельном участке в пригородной местности, – доходы от собственной экономической деятельности, не направленной на извлечение прибыли.

На право собственности граждан в полной мере распространяются все принципы гражданско-правового регулирования, которые получили закрепление в гражданском законодательстве. Принципы неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, равенства защиты всех форм собственности и восстановления нарушенных гражданских прав, закрепленные как на конституционном уровне, так и на уровне отраслевого законодательства в период становления института собственности граждан в современном этапе развития экономики, носят актуальный характер.